Создатели семейных фильмов очень любят паразитировать на новогодней тематике. Достаточно добавить в фильм атмосферу Нового года, Рождества, Сочельника или любого другого праздника, и уже не нужно ничего объяснять, ничему учить – всё происходит по воле «Чуда».
Для режиссёров новогодних фильмов очень важно, чтобы с главным героям, словно в произведении Апулея, произошли метаморфозы. Он может превратиться в Санта-Клауса, попасть в сказку, перевоплотиться из старого, наглого, скупого и мерзкого старика в доброго дедушку, остаться один дома и понять, как ценит свою семью, или спасти Рождество вместо того, чтобы его похитить. Вариантов очень много.
Но иногда создатели фильма думают о том, что праздничная тематика способна самостоятельно, без каких-либо усилий сценариста, сделать историю доброй, весёлой и новогодней. Они способны грязно надругаться над своим героем, вырвав его из хорошей, привычной жизни и заставить делать вещи, которые, по сути, ему не нужны. Но как только зритель получает порцию новогоднего настроения, он тут же забывает про героя и расплывается в улыбке, напевая задорную песню из титров.
В 2000 году Брэт Рэтнер снимает новогоднюю мелодраму «Семьянин» с Николасом Кейджем в главной роли. Успешного бизнесмена, который когда-то между девушкой и стажировкой выбрал второе, устраивает в его жизни абсолютно всё. В канун Сочельника он не разрешает своим сотрудникам уйти домой, потому что намечается крупная сделка (видимо, тут его хотели показать злодеем, но многие фирмы даже в новогоднюю ночь работают, поэтому ничего «злодейского» и жестокого тут нет). После этого при помощи «новогоднего чуда» Кейдж оказывается в другой реальности, где он выбрал девушку и стал отцом двух детей, примерным семьянином и обычным работягой.
Но герою не нравится эта жизнь! Он пытается вернуть свой дорогой автомобиль, прибыльную работу, роскошный дом. И за него действительно хочется переживать. Возникает чувство, будто он опять поменялся с кем-то жизнью, как в фильме «Без лица», или потерял всё, что у него было. Герой не заслужил эту учесть, но режиссёр решает иначе. После очередного «новогоднего чуда» герой понимает, что с момента расставания он жил не так (хотя все эти 13 лет ему было очень даже хорошо), возвращается в свой мир и идёт за своей любовью. Конец!
Банально, необоснованно и очень странно. Почему-то этот фильм всегда вызывал негативные эмоции: жалость к главному герою и желание, чтобы всё вернулось на свои места. Нет ощущения, что это «новогоднее чудо» произошло именно с тем, кто в нём действительно нуждался.
Но есть ещё один фильм, в котором режиссёр устроил настоящий хаос, приукрасив это любовной историей...
Зрелый мужчина, изрядно нажравшийся со своими друзьями под Новый год, вместо того, чтобы сделать предложение своей невесте, уезжает в другой город и разрушает чью-то семейную жизнь. Звучит не очень по-новогоднему, не правда ли? Но это сюжет всеми известного фильма, который крутят как минимум раз десять за новогодние выходные. Да, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Даже само настроение фильма, в котором, кроме как над пьяными, смеяться не над чем, говорит о том, что всё, происходящее в этой картине, – неправильно, ненормально, грустно. Почему люди считают, что это отличный выбор под Новый год, а не драма, над которой нужно было бы поразмышлять после просмотра? Может быть, ирония, про которую хотели сказать Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов – авторы пьесы (по которой снят фильм), заключалась как раз в том, что такого на самом деле не могло произойти? Может, это чёрная ирония, которую так и не удалось понять зрителям: алкоголизм, измены, разрушенные семьи – где во всём этом добро?
Но в конце картины нам показывают ехидно улыбающиеся лица Жени и Нади, которые как бы говорят: «Смотрите, у нас всё в порядке, мы счастливы». А почему бы не показать лица Ипполита и Гали?
Сделать хороший фильм про Новый год – на самом деле огромный труд. Но почему-то зрители с лёгкостью видят добро, сказку и радость, где их, собственно, нет. Проблема в том, что человек смотрит на такие фильмы поверхностно, под тем углом, который у него есть изначально.
И это не значит, что под Новый год нужно смотреть тяжёлые, загружающие мозг фильмы. Просто найдите для себя ту картину, которая действительно является сказкой, а не пытается ей быть.
Роман Морозов