28 октября 2004
Сегодня я продолжал работу над концертом для виолончели и снова, ненадолго оторвавшись от нот, задумался вдруг о природе музыки.
С одной стороны, музыка пишется в надежде на вечность, а с другой совершенно необходимо, чтобы она звучала публично в скором времени после написания! Это помогает ее адекватному восприятию.
Возьмем, к примеру, И.-С. Баха. Яркий пример канонической парадигмы творчества, «речево» обращенной к слушателю. Сакральное пространство! И люди в его время воспринимали и понимали послание вплоть до знаков препинания. Ну а гуманистическое (предлагаю ввести термин «хуманистическое») светское время, возродившее музыку Баха, оперировало совсем другими категориями. Религиозное содержание было подмято общемузыкальным. А уж в нашей стране в советское время оказалось просто выхолощено. И мы уже не воспринимаем эту божественную музыку как живую речь, речь проповедника на кафедре. Любим (если любим) по инерции
К чему я все это пишу?! А вот к чему. Даже я, человек, профессионально занимающийся композицией, не представляю по большому счету, что музыкально волнует сегодняшних, крупных и не очень композиторов, каким воздухом они дышат
И это не моя вина, а концертных дирекций, нотных издательств, средств массовой информации и, конечно, исполнителей. Ведь даже музыка первой половины ХХ века совсем не так давно стала входить в обиход.
Пессимистичный вывод: композитор не профессия. Это может быть все что угодно: хобби, призвание, стиль жизни, творческое самовыражение Но не профессия!
Потому что профессия то, чем человек зарабатывает на жизнь. А как можно заработать композитору?! (Особенно молодому, еще не сделавшему громкого имени.) Киномузыка, музыка к театральным постановкам и всякого рода прикладное творчество Но оно непосредственно увязано с немузыкальными жанрами и большей частью людей воспринимается как фон.
Идея «музыкальных обоев», некогда высказанная Эриком Сати и подхваченная Джоном Кейджем. «Чистая музыка» не в чести. Сколько музыкального мусора впихивают радио и телевидение в наши несчастные уши! «Спасите наши «уши»! Одни уже набившие оскомину, бессчетные «фабрики» (звезд?!) чего стоят. Возможно, я брюзжу, и мне это не к лицу и не по возрасту, но это же зомбирование масс! Отупление великой нации (включающей многие национальности)!
Простите, выплеснул наболевшее
Опубликовано
15.04.2005
Продолжение следует