Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

5 причин, по которым миллениалы стали самым одиноким поколением

Пока бумеры успешно социализируются в реальной жизни, а сформировавшееся в эпоху интернета поколение Z совершенствует навыки цифровой коммуникации, люди 26–40 лет страдают от одиночества. Автор телеграм-канала «Дети и Плети» Маргарита Литовская рассказывает, как миллениалы относятся к общению в интернете, в чем разница между одиночеством и уединением и почему нынешним тридцатилетним трудно найти настоящих друзей.

Мы изобрели колесо, совершили аграрную, промышленную и научную революции, в общем, удовлетворили свои первичные жизненные потребности. Теперь на первый план выходит забота о психическом здоровье — это современный тренд: примерно каждый пятый подросток 12–18 лет страдает психическими расстройствами, а одной из главных проблем считается чувство одиночества.

Не так давно компания YouGov провела опрос среди американцев, по итогам которого поколением forever alone оказались вовсе не дети, а миллениалы (поколение Y), то есть люди, которым сейчас от 26 до 40 лет. То есть мы. То есть я. Как же так?

Важно понимать, что исследователи не знали реальное количество друзей опрашиваемых и то, насколько респонденты близки с ними, — выводы сделаны на основе субъективных ощущений испытуемых.

Часто или всегда чувствуют себя одинокими треть опрошенных миллениалов и только одна пятая часть представителей поколения X (люди от 40 до 60 лет). А еще реже чувствуют себя одинокими американские бабушки и дедушки, беби-бумеры, (15%) — хотя вряд ли это релевантно для России: в нашей стране одиноких пожилых людей гораздо больше, чем в странах с высоким уровнем жизни.

Никто не хочет умереть в одиночестве, поэтому давайте разбираться, что с нами не так и как взять ответственность за собственное благополучие в свои руки.

Причина одиночества № 1: технологии

YouGov не уточнила, почему миллениалы чувствуют себя одинокими чаще других поколений. Но более ранние исследования других компаний говорят, что ощущение «я один на всём белом свете» может усиливаться с увеличением времени, проведенного в интернете и социальных сетях. Оказывается, что в современном мире чувство одиночества становится закономерностью.

Мы меньше контактируем с людьми в реальной жизни.

С появлением интернета необходимость выходить из дома, чтобы социализироваться, если не отпала совсем, то ослабла. Тактильное общение сходит на нет, а, как известно, прикосновения помогают нам справляться с проблемами экзистенциального характера и получать дозу эндорфинов и окситоцина.

Отказ от связи с социумом — нетипичное для Homo sapiens поведение: человек относится к социальным животным, мозг которых сформировался в процессе решения групповых задач. Некоторые ученые даже считают, что развитие «сделавшей человека человеком» коры больших полушарий связано с усложнением социальной жизни.

Да и наши ожидания от коммуникации с другими людьми расходятся с реальностью: благодаря соцсетям наш круг контактов расширился, но общение стало более поверхностным. Мы получили возможность беседовать с кем угодно из сидящих в сети людей, но и вероятность быть отвергнутым, непонятым, осмеянным и забулленным также увеличилась. А ведь быть окруженным толпой людей, не имея возможности установить с ними глубокие доверительные отношения, — идеальный фон для переживания чувства покинутости. В этот момент кажется, что тебя никто не понимает, и ты чувствуешь себя одиноким.

Возможно, миллениалы так и не смогли адаптироваться к современным технологиям: мы стали «пограничниками», которые знают жизнь и до и после появления интернета и всё еще разделяют ее на офлайн и онлайн, то есть на две разные жизни.

Нам всё еще важно встречаться и общаться в реальном мире, а знакомства в интернете кажутся чем-то из жизни социально дезадаптированных неудачников. Онлайн-взаимодействия в нашей жизни всё больше, но мы ценим его меньше реального, поэтому и кажется, что социальных контактов стало меньше.

Зачастую чувство одиночества свидетельствует о неудовлетворенной психологической потребности ощущать себя частью какой-то группы. Люди любят делиться на субкультуры, создавать фан-клубы, вступать в кружки, партии, примыкать к общественным и религиозным движениям. Интернет дает такую возможность во всём ее разнообразии тематик и форм: от сообществ во «ВRонтакте» по заказу косметики из Китая до челленджей с незнакомцами в инстаграме и баттлов с друзьями в Fortnite. Нас объединяют хештеги и бредовые идеи для фотографий, и в таком чувстве единства всё меньше гуманистического пафоса и всё больше постиронии. Может быть, поэтому миллениалы не могут отделаться от ощущения, что это всё не по-настоящему?

А вот восприятие онлайн-общения у представителей следующих поколений, Z и А, которые родились в эпоху интернета, совершенно другое.

Они не делят жизнь на онлайн и офлайн, потому что для людей возраста зумеров и младше никогда и не существовало мира без интернета. В их восприятии сеть — просто еще одна возможность пообщаться, что-то почитать и т. д.

Многие миллениалы так и не смогли перестроить привычные схемы общения в реальном мире — выходит, наши нормы общения устарели. О каких бы отношениях мы ни говорили — родственных, дружеских, любовных, коллегиальных, — нужно изменить правила коммуникации с учетом цифровых технологий.

Причина одиночества № 2: кризис семьи и развитие новых форм дружбы

Институт семьи переживает кризис: тезис «семью не выбирают» устарел. Очень даже выбирают: данные Росстата за 2018 год говорят о том, что число браков в стране достигло своего исторического минимума, но и коэффициент разводов также вернулся к значению 1990 года. Мы стали серьезнее подходить к выбору жены или мужа. В мире, где сохранение душевного комфорта — приоритетная задача, становится нормой не общаться с токсичными родственниками вне зависимости от степени родства.

На следующем этапе трансформации родственные связи перейдут из иерархической модели «ведущий и ведомый» в горизонтальную: современные родители всё чаще дружат со своими детьми и отказываются от наказаний и поощрений, свойственных условному воспитанию, а влюбленные всё чаще выбирают партнерскую модель взаимоотношений.

Новые формы отношений еще в процессе становления. В этот переходный период многие могут ощущать себя одиноко: по-старому общаться уже невозможно, а иной способ пока не придумали. Некоторые воспринимают дружбу как возможность удовлетворить потребность в глубоком личном общении.

Так, 84% людей выбирают для добровольных взаимодействий (развлекательного времяпрепровождения) друзей, а не близких или дальних родственников. Немецкий психотерапевт и автор книги «Трудная судьба дружбы» Вольфганг Крюгер считает, что за последние 30 лет дружба стала играть большую роль в жизни человека: «Семейные узы ослабевают всё больше и больше, и мы ищем поддержки у друзей, а не у родителей, братьев и сестер и других родственников».

Дружба и партнерство становятся основным способом взаимодействия и создания коллектива — и интернет с этим очень помогает. В прошлом году популярная в США социальная сеть Snapchat (Snap Inc.) провела глобальное исследование влияния культуры, возраста и технологий на дружбу и выяснила, что чем больше времени люди проводили в интернете, тем легче им было найти друзей онлайн. Только 7% представителей поколения Z и 6% миллениалов сказали, что им не нравится общаться с друзьями в интернете — в отличие от 13% опрошенных из поколения X и 26% беби-бумеров.

Но как ни парадоксально, в век социальных сетей миллениалы не просто чувствуют себя одинокими, но и чаще, чем старшие поколения, говорят, что у них нет знакомых (25%), друзей (22%), близких (27%) или лучших друзей (30%). При этом миллениалы хотят иметь как можно больше друзей сильнее, чем любое другое поколение.

То есть миллениалам нравится общаться в интернете, и они умеют это делать, но по каким-то психологическим причинам не могут получить удовлетворения от отношений в сети.

Нормы дружбы меняются в зависимости от роли интернета в жизни того или иного поколения. Молодежь считает, что сеть — лучшая площадка для поиска и развития дружеских отношений. Поколение Z смотрит на разговор лицом к лицу как на действенный способ разрешить конфликт, но они убеждены, что смайлики, видео и фотографии могут способствовать взаимопониманию. Эти интернет-аборигены полагают, что выяснять отношения через мессенджеры эффективнее, потому что есть время обдумать свой ответ и правильно подобрать слова. А жесты и мимику отлично отражают эмодзи — язык, на котором современному человеку необходимо учиться изъясняться.

Я провела свой маленький опрос и выяснила, что миллениалы отличаются самыми снобским отношением к смайликам: они реже представителей поколений Z и X называли эмодзи отличным инструментом общения. Результаты этих опросов можно посмотреть в технической группе «Дети и Плети» во «ВКонтакте».

Можно было бы сказать, что современные технологии делают общение безэмоциональным, а люди новых поколений, которые ведут интернет-переписки, хуже друг друга понимают. Но нет.

Исследователи из Южного университета Джорджии нашли прямую взаимосвязь между временем, проведенным в социальных сетях, и уровнем эмпатии человека. Чем больше человек общается в интернете, тем более развита его способность сопереживать и заботиться о ком-то.

Можно предположить, что эмпатию развивают большой поток контента «для сопереживания», техническая возможность выражать свои чувства и необходимость подбирать более точные слова для их письменного объяснения. Голландские ученые, проводившие похожие исследования среди подростков, подтверждают, что социальные сети благотворно влияют на эмпатию. Дело в том, что со временем мы учимся делиться своими чувствами и начинаем понимать эмоции в ленте, — к такому выводу пришли ученые из Нидерландов.

Причина одиночества № 3: желание быть особенным

После выхода в 2010 году сериала «Шерлок», главный герой которого стал персонажем виральных мемов, отношение к одиночеству кардинально изменилось. Стало модным причислять себя к интровертам и социофобам (а из-за путаницы в терминах — и к социопатам). Бенедикту Камбербэтчу удалось романтизировать образ одинокого волка.

С развитием социальных сетей стало важно показывать на своих личных страничках, что вы живете интересной и насыщенной жизнью. Архитектура соцсетей с лайками и репостами подталкивает к соперничеству: в интернете люди рассказывают о самых лучших моментах своей жизни в расчете на социальное одобрение. Но включиться в это соревнование — значит с высокой вероятностью заработать депрессию, ведь кто-то в соцсети всегда успешнее тебя, да и хейтеры не дремлют.

Удивительно, но оказывается, что самое неприятное для пользователей — листать ленту. Американские ученые выяснили, что 62% людей негативно оценивают свою реальную жизнь на фоне постов «друзей» в соцсетях.

Истории успеха и идеальные фотографии интернет-персон вызывают чувство зависти.

Поколение миллениалов чрезмерно увлекается фотошопом и даже фальшивыми фотографиями, иначе чем можно объяснить популярность бизнеса по аренде для фотосъемок поддельных бизнес-джетов, коробок из-под айфонов и макбуков и даже букетов (с прилагающимися к ним мужчинами напрокат)? Постоянно приукрашивая свои лица и фигуры, привирая о своих путешествиях и отношениях, мы чувствуем, что наша жизнь — фейк на фоне «реальных» сказочных судеб других пользователей.

А вот поколению Z ближе ровно противоположное — самоирония. В США набирает популярность тренд псевдоуродства — Ugly. Исследование YPulse показывает, что среди большинства современных подростков уродство и его репрезентация считаются крутыми.

Тенденция проявляется как в актуальных моделях кроссовок, так и в контенте, который юноши и девушки выкладывают в социальные сети.

Тренд Ugly развился из классического конфликта отцов и детей, из желания подростков быть не такими, как взрослые: быть честными, настоящими — а значит, неидеальными и, может быть, даже «уродами».

Поколение Z сейчас — максималисты. Эта характеристика присуща каждому поколению на этапе взросления, но проявляется она по-разному. Представители поколения Х пели «Перемен требуют наши сердца», а благодаря поколению Z на смену фотошопным красоте и счастью 2010-х пришла мода на искренность, несчастье, уродство и одиночество. Это их способ быть особенными.

Причина одиночества № 4: возраст

Сильнее всего мы чувствуем себя одинокими, когда нам кажется, что молодость уходит безвозвратно. Помните все эти мемы «30 лет, а я ничего не достиг»?

Согласно исследованию Кентского университета, наша молодость с точки зрения социума заканчивается в 35 — как раз примерно столько лет сейчас представителям поколения Y. После этой отметки нас перестают воспринимать как молодого человека — от этого многим становится грустно.

В жизни есть несколько периодов, когда чувство одиночества достигает своего пика. Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего провели собственное исследование и выявили три возраста, в котором это чувство настигает человека чаще всего: 25–30 лет, 50–55 лет и после 80. Эти возрасты связаны с переходом с одного жизненного этапа на другой: от молодости (тусовки и сосредоточенность на себе) к зрелости (семья и ответственность за детей), от зрелости к пенсионному возрасту (дети выросли, ты им больше не нужен) и затем — к глубокой старости (переосмысление жизни в целом). Но как провести каждый из этих периодов, зависит во многом от нас самих.

В кризисном возрасте мы особенно критично относимся к тому, что сделали, и ждем искреннего восхищения и заслуженного одобрения от окружающих, а не только физического присутствия или ни к чему не обязывающей болтовни на тусовках.

Эти кризисные периоды бывают в жизни любого поколения, потому что каждый человек вне зависимости от эпохи, в которой он живет, стремится найти смысл жизни и обрести свое место в обществе. Может быть, за одиночеством миллениалов кроется переживание возрастного кризиса?

Причина одиночества № 5: мы сами так решили

В 2016 году ВВС проводила опрос на тему идеального отдыха: выяснилось, что люди предпочитают проводить досуг, занимаясь не предполагающими контактов с другими людьми вещами: чтением, общением с природой и просто пребыванием наедине с собой. Ритм современной жизни интенсивен, и многие из нас стремятся побыть одни. Но будет ли это считаться одиночеством?

Дело в том, что одиночество — не объективное явление, а очень субъективное ощущение. Психологи говорят, что есть два принципиально разных состояния: если вы страдаете, будучи одни, — это одиночество; если наслаждаетесь и находите, чем себя занять, — уединение.

Может быть, миллениалам стоит конвертировать свое чувство одиночества в умение быть наедине с собой и наконец составить список вещей, которые очень хотелось сделать, но на них всё не было времени?

Если относиться к уединению как к конструктивному ресурсу, придет и наслаждение одиночеством, и, может быть, даже благодарность за роскошь побыть в тишине. В этот момент появляется мифическая «самодостаточность», и уединение больше никогда не сопровождается чувством одиночества.

Спасательный круг

Пока чек-листы всё еще в тренде, предлагаем всем страдающим миллениалам список действий, которые снизят остроту переживания одиночества.

Развивайте soft skills: эмоциональный интеллект помогает лучше понимать себя и других, а навыки общения — быть инициатором увлекательных обсуждений.

Составьте список дел, которые вы всё время откладывали (выучить новый язык, погрузиться в философию Zero waste или смонтировать свой первый подкаст). Человек, который хочет получить новые впечатления и умеет организовать собственный досуг, никогда не будет одинок, просто потому, что у него не хватит на это времени.

Изучите современный интернет-этикет — начните хотя бы с «Википедии». Если вы перестанете принимать на свой счет точку в конце сообщения собеседника, это облегчит людям общение с вами в онлайне.

Узнавайте, чем увлекаются люди младше вас на 10–15 лет. Это расширит кругозор и даст возможность общаться с молодым поколением о релевантных для него вещах и не быть «предком-динозавром», ну вы поняли.

Создайте свое сообщество единомышленников. Вспомните, что в вашу юность в 2010-х во «ВКонтакте» были популярны парадоксальные нишевые группы вроде «группы тех, кто когда сидит втуалете, читает состав баллончика с освежителем воздуха» или «Сидоровы из Тольятти рулят!!!». Но помните: чтобы победить одиночество, в вашей группе должно быть больше одного человека.

Маргарита Литовская

Источник

353


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95