Для каждого ребёнка хороший садик — тот, в котором у него, в первую очередь, выстроены тёплые отношения с воспитателем. Задача родителя — найти такой садик и таких воспитателей. Это реально, даже если вы переехали в другую страну. Например, я уже второй год в Германии и могу сказать: у системы дошкольного образования Германии есть некоторое сходство с российскими садами, но различий и специфических особенностей гораздо больше.
Где бы ты ни находился (читай — в какой бы сад ни отдал своего ребёнка) — только ты, дорогой родитель, несёшь ответственность за то, чтобы твоему ребёнку было без тебя хорошо и спокойно.
Нет такого волшебного места, города, страны, куда можно привести ребёнка — и отдать со спокойной совестью: уф, ну, теперь я могу точно выдохнуть, это лучший сад в мире.
И если ты не разбираешься в теме психологической адаптации ребёнка к детскому саду, если не умеешь выстраивать отношения с воспитателями, не имеешь чётких критериев «лучшего садика», то неудачный опыт можно получить и в России, и в Германии, и на Занзибаре.
Это главное, о чем важно помнить, когда мы хотим сравнить детские сады разных стран.
А теперь перейдём непосредственно к сравнению детских садов России и Германии.
Немецкий детский сад, в который ходит наш ребёнок
Что общего?
1. В России, как и в Германии, есть садики нескольких типов: государственные и частные. В обеих странах есть садики по системе Монтессори и Вальдорфские сады.
2. На каждую группу детей приходится несколько воспитателей и один-два помощника.
3. В детские сады родители занимают очередь с рождения ребёнка. Мало садиков, мало мест. В России последние несколько лет эта проблема стала менее острой, однако по-прежнему остаётся. В Германии сейчас отдать ребёнка в садик — большая сложность, и нужно оформить несколько заявок, чтобы однажды на освободившееся место пригласили именно вас.
В чём отличия?
1. Для детей до 3 лет в Германии распространены не ясли, а так называемая «дневная мама» — няня, которая у себя на дому принимает несколько малышей. Она официально зарегистрирована государством как Tagesmutter, это её работа. И каждый день она принимает в гости несколько малышей, вместе с ними гуляет, играет, укладывает спать, кормит и ближе к вечеру отдаёт в руки родителям.
2. В детских садах Германии группы детей смешаны по возрастам. В одной группе могут находиться дети 3, 4, 5, 6 лет — и это считается нормой. Как психолог я поддерживаю такую систему, ведь в разновозрастной группе малыши тянутся за старшими, а старшие активно обучают младших, проявляя лидерские качества. Принципиальный для меня момент: дети должны находиться под активным присмотром воспитателей для исключения буллинга старшими младших, проявлений агрессии.
3. В садиках Германии нередко можно встретить воспитателей-мужчин. Обычно это молодые парни, которые активно играют в первую очередь с мальчишками.
4. В садах Германии вы вряд ли встретите отдельные участки для прогулки каждой группы. Скорее вы увидите один огромный двор, на который выбегают ребята из всех групп и гуляют вместе. Прогулки проходят в любую погоду, у всех детей в саду есть свои резиновые сапоги и непромокаемый комбинезон, чтобы спокойно возиться в песке, прыгать в лужах, качаться на качелях и кататься с горки. В общем, гулять с удовольствием и без ограничений.
Двор немецкого детского сада, в который ходит наш ребёнок
5. Завтрак дети приносят с собой. Каждый открывает свой ланчбокс с едой, которую положила мама, и садится кушать за общий стол. Поначалу было непривычно собирать ланчбоксы детям, однако им это очень нравится. Ведь каждый раз, открывая яркую коробочку, они словно получают сердечный привет от мамочки.
6. Основной принцип развития детей в детских садах Германии — упор на свободную игру. Дети могут свободно передвигаться по всему садику, переходить из группы в группу, посещать зоны чтения или творчества, зоны ролевой игры или игры в конструкторы. Обязательная зона в каждом саду — спортивная, где ребёнок может в любое время подвигаться, побегать или полазить. Обучения за партами буквам и цифрам не предусмотрено. За год до школы (в Германии дети идут в школу с 6 лет) один раз в неделю детки ходят в ближайшую к садику школу. Там они знакомятся со школьными правилами и учатся выполнять первые задания в тетрадках.
7. В детских садах Германии обязательно спят днём только дети до 4 лет. Малышей уводят в спальню, где всё устроено для того, чтобы они могли отдохнуть в тишине: низкие кроватки, светильники, зашторенные окна и даже мягкие игрушки, среди которых можно выбрать ту, которая сегодня будет спать под бочком вместе с тобой. После четырёх лет детей на сон не отправляют. В группе моей дочери есть небольшой диванчик, и воспитатели предлагают полежать под пледом на нём, если очень захочется спать.
8. В немецкий детский сад дети могут приходить в подгузнике. В туалетной комнате в дальнем уголке стоит пеленальный столик, на котором воспитатель переодевает ребёнка, меняет подгузники. Это относится в первую очередь к детям 3-х лет. Да, в Германии проще относятся к подгузникам и соскам, чем в России.
9. За детский сад в Германии каждая семья может платить разную сумму. Она зависит от общего дохода семьи. Бывает так, что родители вообще не платят за государственный садик, а платят только за питание (обеды). В настоящее время за обеды мы платим около 50 евро в месяц за ребёнка.
10. Посещение садика ребёнком по времени также может варьироваться. Это во многом зависит от занятости родителей. Если мама находится дома, не работает, то ребёнок сможет ходить в государственный детский сад только на полдня. Если оба родителя работают, то он может находиться в саду с 7-8 утра и до 5 вечера.
11. Дважды в год воспитатели приглашают родителей на индивидуальную беседу о ребёнке, в которой рассказывают о его успехах, трудностях, особенностях развития. Общаться с воспитателями в течение дня не принято, чтобы не отвлекать их от работы. Однако если есть вопросы, то, конечно, их всегда можно задать.
Плюсы детских садов Германии
Мне, маме с психологическим образованием, немецкие детские сады в целом нравятся больше российских.
Самый большой плюс — это поощрение свободной игры ребёнка. Нет никакого натаскивания на буквы-цифры, дети много играют. Воспитатели часто принимают участие в играх и активно вовлечены в общение с детками. Каждый ребёнок имеет возможность самостоятельно выбрать ту деятельность, которая ему в данный момент по душе.
Свободная игра продолжается и на улице. Дети в любую погоду заняты на улице: кто-то катается на самокатах, кто-то играет в футбол, кто-то строит песочные замки или осваивает горку. Такие прогулки — ещё один плюс.
Минусы? Конечно, они тоже есть. Сейчас я проживаю самый сложный этап адаптации к новой стране (второй год адаптации), поэтому не могу быть до конца объективной. О минусах и недостатках системы дошкольного воспитания Германии смогу рассказать позже.
Валентина Казачкова