Джейк Чемберс — необычный подросток. По ночам он видит странные сны, так или иначе связанные с незнакомым ему миром. Просыпаясь, он рисует все, что успел запомнить: место, в котором умы детей используются в разрушительных целях, таинственную Темную башню, ее защитника — Стрелка, а еще жестокого человека-в-черном. Джейк регулярно посещает психотерапевта, который уверен, что неокрепший ум мальчика таким образом пытается справиться с травмами прошлого. Однако, очень скоро все сны станут явью…
Поставил “Темную башню” режиссер Николай Арсель, выпустивший пять лет назад хороший “Королевский роман”. Главные роли в новой ленте исполнили Мэттью МакКонахи, Идрис Эльба и Том Тейлор. За основу был взят одноименный цикл книг “великого и ужасного” Стивена Кинга.
Первое, о чем следует сказать, это об отношении фильма к худлит-оригиналу. Авторы картины резонно посчитали, что проблематично будет уместить хотя бы один том (из восьми книг цикла) в полтора-два часа экранного времени. Поэтому они взяли персонажей из произведения Кинга, добавили туда несколько мест и законов Срединного мира и придумали историю, которой не было в оригинале. На выходе получилось эдакое размышление на тему “а что, если бы…”, по поводу которого сам Кинг высказался так: “Это не моя история, но дух книг передан верно”.
Вот об этом размышлении (без сравнения с книгой, ибо сравнивать почти нечего) и поговорим. С самого начала Николай Арсель расставляет все фигуры на поле в однозначном порядке. Тут есть человек в черном, который в первом же кадре выходит из тени, есть мальчик с душевной травмой, а по совместительству с сильнейшими парапсихологическими способностями, есть стрелок, которым движет только месть, но вообще-то, он благородный парень, и есть Темная башня, к функционированию которой много вопросов. Из таких исходных данных мастер уровня Шьямалана или Аронофски сделал бы конфетку, превратив титульного героя (башню) чуть ли не в метафору. Однако, Арсель пошел по пути наименьшего сопротивления, надеясь, что хорошие актеры в обойме сами расскажут все, что надо рассказать.
Строго говоря, к актерам никаких претензий. Правда, и у МакКонахи, и у Эльбы за плечами с десяток персонажей более сложных и противоречивых, а оттого интересных. Тут же характер каждого прямой, как стрела, а мотивация вызывает большое количество вопросов. Но это больше претензия к драматургу. А точнее, драматургам, ибо сценарий ленты — результат коллективного творения. В его создании приняли участие аж четверо сценаристов, включая самого Арселя.
Однако, неслучайно говорится, что лучше хороший режиссер при плохом сценарии, чем наоборот. Попади драматургия “Темной башни” к действительно талантливому Автору, он бы сделал из этого если и не шедевр, то, как минимум, хорошее кино. Арселю же не хватило либо таланта, либо умения противостоять маститым голливудским продюсерам. Причем, второй вариант кажется более вероятным, учитывая, что “Королевский роман” получился очень даже симпатичным.
Режиссер, видимо, решил особо ни с кем не спорить, и если от него требуют блокбастер, выдать именно блокбастер. Без подтекстов, двусмысленностей и прочих намеков. В этом ему стоит отдать должное: хотя экшен-сцен и не очень много, смотрятся они весьма и весьма эффектно. В остальном же местами нарушаются законы физики, местами — законы логики, местами — правила выживания (бывалый в разных передрягах стрелок, почему-то, разводит костер, который виден на большом расстоянии). Но всем этим не зазорно жертвовать в угоду канонов entertainment’a — тренд диктует свои условия.
Итог. Фильм “Темная башня” никоим образом не претендует на эпичность, глубину и масштаб книжного цикла. Просто в один момент продюсеры устали перебирать актеров и режиссеров и решили снять хоть что-то, чтобы компенсировать затраты на разработку фильма, которая длилась не меньше десяти лет. Примерно с таким же успехом могут сниматься фан-истории те, кому захотелось порассуждать о любимых героях в реалиях Срединного мира. Правда, думается, если бы снимали фанаты, любви к героям и внимания к мелочам было бы куда больше.