Учебный год приближался к экватору, и вдруг от одной из знакомых я узнала, что ее подруга срочно ищет того, кто взялся бы за обучение первоклассницы. Родители оформили домашнее обучение, решив, что уж программу первого-то класса как-нибудь осилят сами. Но к Новому году заглянули в итоговые тесты и поняли, что переоценили свои возможности.
Вскоре ко мне пришли мама с дочкой Дашей. Пока девочка осматривалась, ходила вокруг елки, разглядывала коллекцию кукол, выбирала, за каким столом ей будет удобнее сидеть, я стала расспрашивать маму, почему они решили отказаться от обычной школы. Ведь ребенок вполне здоровый, сообразительный. Во-первых, мне, конечно, было важно понять, чего от меня ожидают. Во-вторых, интересно, что в облике школы так пугает вполне вменяемых, зрелых, образованных родителей.
Обоснованных опасений, как, впрочем, и мифов, оказалось довольно много. Прежде всего пугает формальная дисциплина: «Не хочу, чтобы дочь постоянно одергивали и заставляли сидеть вот так, — мама „по-школьному“ сложила руки перед собой, выровняла стопку принесенных учебников и сдвинула на край стола, — и еще мне рассказывали знакомые, что от детей постоянно требуют писать в тетради строго по инструкции: отсчитать 2 клеточки сверху, 3 слева... Пожалуйста, не надо ее дрессировать с клеточками!» Не надо так не надо. Тем более у ребенка и так явная природная склонность к порядку и осмысленному расположению предметов в пространстве.
Еще одна проблема — Даша левша. Это уже сложнее, пришлось обзавестись специальной литературой. Которой оказалось на удивление мало. Не всякому учителю, в классе которого окажется первоклассник-левша, такие книжки доступны. Одну мама даже регулярно конспектирует, пока мы с девочкой занимаемся. И стоит на нее в очереди в интернет-магазине, ждет переиздания.
Самым существенным оказалось опасение родителей в том, что Даше будет скучно: «Жаль терять столько времени на то, что она схватывает на лету, ведь в классе все идет своим чередом, а ей главное — понять принцип». Про «на лету» — правда. Некоторые темы проскакиваем, как курьерский поезд, останавливаемся лишь на том, что вызывает затруднения. Тут классно-урочная система, безусловно, проигрывает.
Самым спорным для меня оказалось пожелание мамы «заняться только формальными вещами, всю творческую часть мы сделаем дома, и хорошо бы к середине апреля». Короче говоря, в идеале нужно было бы загрузить в ребенка, как в компьютер, формальные ЗУНы, говоря профессиональным языком, за неделю. Иными словами, родители (повторяю, вполне разумные) хотят от школы, в данном случае от меня как от щадящей модификации, пакета знаний, который обеспечит переход на следующую ступень обучения. Это я к тому, что образование — сфера услуг, а родители — заказчики. То есть переходя на новые ценности (компетентности, деятельностный подход), хорошо бы объяснять смысл этого родителям. Ведь непрофессионал видит только то, что на поверхности: сдать тест с наименьшими затратами времени и сил. Он не задумывается о том, какое отношение к собственному образованию складывается у ребенка, когда он с отвращением подставляет голову, чтоб в нее быстренько напихали, что положено.
Да я так и не умею. Все равно сами собой сочиняются задания, переворачиваются «с ног на голову» обязательные тестовые упражнения. Строго говоря, я не выполняю требование заказчика заниматься только формальными вещами. Зато девочка самостоятельно открывает правила и в азарте даже сбивается на «ты», будучи очень воспитанным и сдержанным ребенком. Впрочем, несколько занятий все равно придется натаскивать на сугубо формальные умения обращаться с тестовыми заданиями. А их только в тесте по математике — пятьдесят два и в каждом — по нескольку вопросов. После выполнения контрольной такого объема у семилетки ничего, кроме отчаянной усталости и огромного облегчения, возникнуть не может.
Анастасия Скорицкая