Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

А вот посмотрите ещё "Дурака"...

Посмотрел "Дурака", который часто поминают в связи с "Левиафаном" - мол, похоже, "а вот вы посмотрите ещё "Дурака".
Действительно.
Но в отличие от "Левиафана" оказавшийся в его тени "Дурак" - абсолютно жанровое кино, не претендующее на место в истории синематографа, не теребящее ни философа Гоббса, ни Библию, но продуманное, упругое, динамичное.
Фильм-катастрофа с элементами криминального триллера, но с российской спецификой.
Классика жанра: главгерой пытается достучаться до властей предержащих на предмет того, что катастрофа неминуема, спасайте людей, а ему никто не верит. Навскидку: "Челюсти", "Парк юрского периода", "Пик Данте", "Послезавтра", "2012", отчасти даже "Титаник", а вообще тыщи их...
Поскольку дело происходит в России, то здесь и власти предержащие такие вот, с местной спецификой, - идёт вольная фантазия на тему "Ревизора" Гоголя, но пожёстче: старинный Городничий, по крайней мере, никого не убивал.
При этом "Дурак" - ещё более перестройка-стайл-кино, чем "Левиафан".
Вот убрать пару ничего не значащих эпизодов с кампутером (главгерой с тем же успехом мог листать не сайты по строительному делу, а бумажные методички) - и можно считать, что фильм снимался во второй половине 80-х.
Причём уже году в 90-м "Дурак" бы казался конъюнктурой, чернухой на потребу дня, лишним выстрелом по уже и без того издырявленному советскому прошлому. "Вокруг замелькали совсем
другие ландшафты" (Пелевин).
Через 25 лет оказалось, что ландшафты мелькали всё те же, за исключением малозначащих нюансов, и восьмидесятническая чернуха, слегка модифицированная, - снова достоверный взгляд на жизнь.
И песня-то закадровая - хит 80-х, моя любимая у Цоя, а ныне памятная лишь узкой группе фанатов: "Крыши домов дрожат под тяжестью дней", то бишь "Спокойная ночь". Главгерой фильма, молодой бригадир сантехников (или кто он там), - в лучшем случае ровесник этой песни, а скорее всего младше. Ну, подоплёка та же: вы спите, а вокруг чёрт знает что деется, крыши домов дрожат уже в буквальном смысле, проснитесь наконец, а.
При этом образный ряд не менее мощен, чем в "Левиафане", даже без китового шкелета на берегу.
Общага аварийная - знамо дело, Россия; её жильцы (шваль, пьянь, гопота и терпилы) - народ российский; главгерой - либеральная интеллигенция, страшно радеющая за народ и страшно далёкая от народа (тут только ленивый не проведёт параллель и с интеллигенцией ещё старинной, дореволюционной); ну а чиновники - они и есть чиновники, вечная местная константа, сами себе метафора и аллегория, метонимия и синекдоха.
Почему фильм оказался в тени "Левиафана" и пролетел мимо мирового признания - тоже понятно. По режиссуре это ни разу не арт-хауз - это, повторяю, крепкое жанровое нескучное кино, эдакий "Пик Данте" с российской спецификой. Шпецэффектами (здесь будет типа спойлер), впрочем, в конце так и не покормят, ограничившись нагнетанием обстановки: рухнет ли общага-Россия - думайте сами, решайте сами.
Хочется красивого обвала здания, обещанного афишей "Дурака", - смотрите начало "Дневного дозора", что ли.
Вытянуть "Дурака" на арт-хауз было несложно (делов-то: затягивай каждый эпизод в три раза против здравого смысла), но режиссёр Юрий Быков этим не соблазнился, честь ему и хвала.
Фильм нескучен, реалистичен (подкачали только чрезмерно стильные татухи у главного алкаша - какой-то Клуни из "От заката до рассвета") и атмосферен.
Радует, когда благодаря толковой операторской работе как бы сам ходишь по обшарпанным подъездам и мёрзлым улочкам, даром что в реале каждый день ходишь по обшарпанным подъездам и мёрзлым улочкам.
И обошлось, между прочим, без командировок на фотогигиеничный Север, как в "Левиафане".
Чем ещё "Дурак" лучше "Левиафана" - естественно, деятельным героем, светлым и самоотверженным хипстером-либералом от ЖКХ Дмитрием Никитиным. Почему его зовут именно так? Видимо, потому, что сценарист читал "Девятный Спас" Бориса Акунина.
Но, конечно, "Дурак", такой толковый и многосложный, пролетел по сравнению с "Левиафаном" "мимо денег", хотя в Каннах премию и получил.
Жанровое, мейнстримное кино, не арт-хауз.
Продвинутая публика не смотрит по тем же причинам, почему не смотрит жанровое, мейнстримное кино на канале НТВ.
По каналу НТВ не покажут всё-таки - по тем же причинам, почему не покажут "Левиафан".
Смотрите, пока дают, чё.
7/10

ЗЫ: "Дурак" посвящён покойному Алексею Балабанову, но я нагло предположу, что он бы от фильма скривился. Балабанов по такому сюжету сделал бы главгероем жильца общаги (того самого, с клуниевской татухой, почему бы нет), "опустил" бы доброго хипстера-сантехника (не исключено, что и в прямом тюремном смысле этого слова) и в конце стопудово обрушил бы здание. Такой был чел, при этом безусловно талантливый.

Роман Олегович Иванов

 

699


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95