Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Актуальный разговор

Нужна ли нам Наташа Ростова?

В республике Нигер, что в Западной Африке, процент грамотности населения — всего 14%. В России — 98%. К сожалению, у статистики нет точных данных, чем занимаются оставшиеся два процента россиян. С абсолютной точностью можно сказать лишь, что они не читают «Ст.М».

Однако и те, кто гордо носит звание «грамотных людей», распоряжаются умением читать по-разному. Кто-то использует этот дар цивилизации в сугубо прагматических целях. Например, убедиться, что сумма заработной платы в трудовом договоре (ее обычно пишут) соответствует содержимому кошелька в день получки, отличить «М» от «Ж», узнать, сколько килокалорий в биг-маке. Другие разжигают в себе чувство зависти, жадно поглощая информацию о том, сколько стоит шнурок для кроссовок Ксении Собчак или каков годовой доход топ-менеджера нефтяной компании. Третьи вообще не знают, зачем их в школе научили из букв складывать слова, а из слов — предложения, а потому с одинаковым интересом читают рекламу пластиковых окон из почтового ящика, правила пользования метрополитеном и надписи на футболках. И лишь сравнительно небольшая группа людей читает книги. И не потому, что задали, а потому что получает от этого удовольствие.

Именно тем, что круг таких людей с каждым годом сужается, и были обеспокоены участники встречи за «круглым столом» под названием «Проблема детского и юношеского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее», которая прошла в декабре прошлого года в Центральном доме журналистов под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы.

Правда, о прошлом участники встречи говорили мало — настоящее живее и нагляднее, а будущее при таком настоящим легко прогнозируется. Числа неумолимы. По данным, которые представила заведующая отделом координации и развития публичных библиотек Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова Оксана Александровна Чувильская, 37% москвичей книг не читают вообще, читают газеты — 16%, аудитория развлекательных журналов — 7%, читают от случая к случаю (наверное, от «Алтуфьевской» до «Пражской») — 40%. И только 23% опрошенных порадовали, что читают постоянно. Но лишь у 4% москвичей есть домашняя библиотека. Причем из тех, кто все же читает, 24% отвоевали издатели женских детективов, 18% достались русским триллерам и детективам. Оценить труды современных отечественных прозаиков могут лишь 5%, и всего 4% интересуются зарубежной современной прозой.

Одной из причин, почему они так мало читают, опрашиваемые назвали отсутствие средств на покупку книг. Почему-то при этом в библиотеки ходят всего 11% населения, из них 37% — студенты, которые готовятся к курсовым работам и рефератам.

Наталья Алексеевна Попова, доцент филологического факультета Московского государственного педагогического университета, озвучила результаты другого интересного исследования. Она опросила шестьдесят школьников, которые собираются поступать в университете Дружбы народов на филологический факультет, то есть своей будущей профессией избрали работу со словом. Но даже они честно ответили, что читать хорошую литературу «для души» у них нет времени. Слишком много предметов в школе, слишком много отвлекающих факторов. Поэтому читают только то, что нужно по программе, да и то нередко — в изложении и сокращении. Отвлекает и массовая литература — то, что можно прочитать в метро и тут же забыть: этакая жвачка. К тому же чтение классической литературы и хорошей современной — труд. Нужно время, чтобы осмыслить, понять, пережить, а его у современного школьника нет. Еще одним виновником такой ситуации многие назвали школьного учителя — вернее, отсутствие хорошего школьного учителя.

— И это действительно серьезная проблема, — считает Наталья Алексеевна. -Учительство мельчает, потому что профессия тяжелая и теперь малоуважаемая. Так что каждый год лучшие выпускники нашего педагогического факультета идут, увы, не в профессию. В школу идут «середнячки». Вот и уходит настоящее учительство, на котором держалась русская школа. Талантливых педагогов становится все меньше, и дети нередко говорят о раздражении, которое вызывает литература, о нежелании читать.

Как всегда, высшая школа во всех бедах винит среднюю, школьные учителя предлагают искать причины в семье, а папы-мамы перекладывают заботы по воспитанию детей опять же на школу.

Выступление преподавателя русского языка средней школы № 499 Ольги Станиславовны Мончаковской меня приятно удивило. Ни слова — о плохих родителях, о низкой зарплате, о неуважении к профессии учителя.

— Не надо драматизировать, — сказала она. — Дети читают, и читают много, вопрос в том, что именно читают… Если по объему — восприятие текстовой информации приобрело глобальные масштабы: реклама, газеты, журналы… Но юный мозг не резиновый, он воспринимает информацию дозировано. Поэтому многие подростки, как вы можете заметить, ездят в транспорте, закрыв глаза и надев наушники — они не хотят воспринимать чужую информацию и слушают свое.

— Откуда проблема восприятия художественного текста? — обратилась Ольга Станиславовна к участникам «круглого стола». — Сегодняшние дети читают не так, как мы с вами, и не так, как читали поколения десять, двадцать лет назад. У них в основном визуальное восприятие. Им трудно осмысливать прочитанное. А значит, нужны способы визуализации информации, например, экранизация классических произведений.

Еще одна проблема — изменение жанровой актуализации чтения. Для нас с вами оды XVIII века давным-давно неинтересны. Точно так же нашим детям неинтересны и непонятны герои романов XIX века. Взять, к примеру, Пелевина. Его можно ругать или хвалить, но его читают, потому что он представляет сегодняшнего молодого человека…

О том, что современной молодежи нужны свои «герои нашего времени», говорила и Ирина Владимировна Балахонова, главный редактор издательства «Самокат».

— Юной девушке, которая читает «Войну и мир» и отождествляет себя с Наташей Ростовой, трудно понять, что у героини романа те же проблемы, что у нее самой. У современной девочки есть, конечно, свои заботы: как купить мобильный телефон, как модно одеться, чтобы выглядеть не хуже сверстников. И ей никто не объяснит, что те моральные принципы, которые применимы к Наташе Ростовой, применимы и к ней.

В стране серьезная проблема подростковой проституции… Я не говорю, что это только оттого, что дети не читают. Это в большей мере результат безответственного отношения общества в целом к формированию моральных норм. А моральные нормы формируются, в том числе, и хорошей литературой.

Обсуждение длилось более двух с половиной часов: выступали психологи, учителя, сотрудники библиотек, преподаватели вузов. Кроме названных проблем, говорили еще и о том, что в школах сейчас практически нет библиотек, где можно было бы взять домой не учебник, не хрестоматию, а книжку «для души». О том, что во многих семьях не принято читать. Но если папа зациклен только на футболе, а мама — на сериалах, как объяснить ребенку, насколько для его полноценного развития необходимо читать?

Показалось, проблема чтения не решаема, и с этим уже ничего не сделаешь. В этом мягко упрекнул своих коллег по «круглому столу» писатель Эдуард Николаевич Успенский.

— Я слушаю выступления участников, и буквально обливаюсь слезами. Они рисуют очень грустные картины. Такое впечатление, что вся работа бессмысленна, пока не включится телевидение. А оно не включится, потому что стало частным. Если хотите серьезно заниматься пропагандой чтения, пропагандой отдельных книг, объяснением того, что ребенок без чтения теряет воображение и будет плохим инженером, что, если уходят книги, уходит национальный менталитет, нужна программа, обучающая чтению. Час в день на телевидении — неужели нельзя выделить? И это должна быть «вкусная» программа, чтобы у зрителей сложилось представление, что не читать — немодно. А телевидение сейчас настолько гнилое, что любая светлая программа будет смотреться с удовольствием. Но это должна быть программа для родителей, а если она окажется интересной, ее будут смотреть и дети.

Примерно тот же путь решения проблемы предложила и Ксения Молдавская, обозреватель газеты «Книжное обозрение», которая считает, что нужно «увешать» города социальной рекламой, которая призывала бы читать книги. Она упрекнула коллег в том, что они сами мало пишут о хорошей литературе. По сути, постоянные «книжные» колонки есть только в нескольких изданиях, при этом далеко не массовых. Но даже те сайты, газеты и журналы, которые пропагандируют чтение, мало известны, а потому их необходимо рекламировать.

— Достаньте ручки и запишите, — «скомандовала» Ксения. — Сайт «Библиогид», «Экслибрис НГ», «Книжный Петербург» на сайте krupa.spb.ru, сайт «Писатель.ру», журнал «Читаем вместе».

А я вспомнила рекламные щиты, призывающие заниматься спортом, и то, как широко освещается в СМИ открытие каждого нового спортивного детско-юношеского центра. Здоровье, спорт, олимпийские рекорды, это, безусловно, прекрасно — социальная реклама работает успешно. Но не в спартанцы же мы готовимся — не пора ли подумать и о нашем духовном здоровье?

Дарья Чаликова

698


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95