В республике Нигер, что в Западной Африке, процент грамотности населения — всего 14%. В России — 98%. К сожалению, у статистики нет точных данных, чем занимаются оставшиеся два процента россиян. С абсолютной точностью можно сказать лишь, что они не читают «Ст.М».
Однако и те, кто гордо носит звание «грамотных людей», распоряжаются умением читать
Именно тем, что круг таких людей с каждым годом сужается, и были обеспокоены участники встречи за «круглым столом» под названием «Проблема детского и юношеского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее», которая прошла в декабре прошлого года в Центральном доме журналистов под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы.
Правда, о прошлом участники встречи говорили мало — настоящее живее и нагляднее, а будущее при таком настоящим легко прогнозируется. Числа неумолимы. По данным, которые представила заведующая отделом координации и развития публичных библиотек Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова Оксана Александровна Чувильская, 37% москвичей книг не читают вообще, читают газеты — 16%, аудитория развлекательных журналов — 7%, читают от случая к случаю (наверное, от «Алтуфьевской» до «Пражской») — 40%. И только 23% опрошенных порадовали, что читают постоянно. Но лишь у 4% москвичей есть домашняя библиотека. Причем из тех, кто все же читает, 24% отвоевали издатели женских детективов, 18% достались русским триллерам и детективам. Оценить труды современных отечественных прозаиков могут лишь 5%, и всего 4% интересуются зарубежной современной прозой.
Одной из причин, почему они так мало читают, опрашиваемые назвали отсутствие средств на покупку книг.
Наталья Алексеевна Попова, доцент филологического факультета Московского государственного педагогического университета, озвучила результаты другого интересного исследования. Она опросила шестьдесят школьников, которые собираются поступать в университете Дружбы народов на филологический факультет, то есть своей будущей профессией избрали работу со словом. Но даже они честно ответили, что читать хорошую литературу «для души» у них нет времени. Слишком много предметов в школе, слишком много отвлекающих факторов. Поэтому читают только то, что нужно по программе, да и то нередко — в изложении и сокращении. Отвлекает и массовая литература — то, что можно прочитать в метро и тут же забыть: этакая жвачка. К тому же чтение классической литературы и хорошей современной — труд. Нужно время, чтобы осмыслить, понять, пережить, а его у современного школьника нет. Еще одним виновником такой ситуации многие назвали школьного учителя — вернее, отсутствие хорошего школьного учителя.
— И это действительно серьезная проблема, — считает Наталья Алексеевна. -Учительство мельчает, потому что профессия тяжелая и теперь малоуважаемая. Так что каждый год лучшие выпускники нашего педагогического факультета идут, увы, не в профессию. В школу идут «середнячки». Вот и уходит настоящее учительство, на котором держалась русская школа. Талантливых педагогов становится все меньше, и дети нередко говорят о раздражении, которое вызывает литература, о нежелании читать.
Как всегда, высшая школа во всех бедах винит среднюю, школьные учителя предлагают искать причины в семье, а папы-мамы перекладывают заботы по воспитанию детей опять же на школу.
Выступление преподавателя русского языка средней школы № 499 Ольги Станиславовны Мончаковской меня приятно удивило. Ни слова — о плохих родителях, о низкой зарплате, о неуважении к профессии учителя.
— Не надо драматизировать, — сказала она. — Дети читают, и читают много, вопрос в том, что именно читают… Если по объему — восприятие текстовой информации приобрело глобальные масштабы: реклама, газеты, журналы… Но юный мозг не резиновый, он воспринимает информацию дозировано. Поэтому многие подростки, как вы можете заметить, ездят в транспорте, закрыв глаза и надев наушники — они не хотят воспринимать чужую информацию и слушают свое.
— Откуда проблема восприятия художественного текста? — обратилась Ольга Станиславовна к участникам «круглого стола». — Сегодняшние дети читают не так, как мы с вами, и не так, как читали поколения десять, двадцать лет назад. У них в основном визуальное восприятие. Им трудно осмысливать прочитанное. А значит, нужны способы визуализации информации, например, экранизация классических произведений.
Еще одна проблема — изменение жанровой актуализации чтения. Для нас с вами оды XVIII века давным-давно неинтересны. Точно так же нашим детям неинтересны и непонятны герои романов XIX века. Взять, к примеру, Пелевина. Его можно ругать или хвалить, но его читают, потому что он представляет сегодняшнего молодого человека…
О том, что современной молодежи нужны свои «герои нашего времени», говорила и Ирина Владимировна Балахонова, главный редактор издательства «Самокат».
— Юной девушке, которая читает «Войну и мир» и отождествляет себя с Наташей Ростовой, трудно понять, что у героини романа те же проблемы, что у нее самой. У современной девочки есть, конечно, свои заботы: как купить мобильный телефон, как модно одеться, чтобы выглядеть не хуже сверстников. И ей никто не объяснит, что те моральные принципы, которые применимы к Наташе Ростовой, применимы и к ней.
В стране серьезная проблема подростковой проституции… Я не говорю, что это только оттого, что дети не читают. Это в большей мере результат безответственного отношения общества в целом к формированию моральных норм. А моральные нормы формируются, в том числе, и хорошей литературой.
Обсуждение длилось более двух с половиной часов: выступали психологи, учителя, сотрудники библиотек, преподаватели вузов. Кроме названных проблем, говорили еще и о том, что в школах сейчас практически нет библиотек, где можно было бы взять домой не учебник, не хрестоматию, а книжку «для души». О том, что во многих семьях не принято читать. Но если папа зациклен только на футболе, а мама — на сериалах, как объяснить ребенку, насколько для его полноценного развития необходимо читать?
Показалось, проблема чтения не решаема, и с этим уже ничего не сделаешь. В этом мягко упрекнул своих коллег по «круглому столу» писатель Эдуард Николаевич Успенский.
— Я слушаю выступления участников, и буквально обливаюсь слезами. Они рисуют очень грустные картины. Такое впечатление, что вся работа бессмысленна, пока не включится телевидение. А оно не включится, потому что стало частным. Если хотите серьезно заниматься пропагандой чтения, пропагандой отдельных книг, объяснением того, что ребенок без чтения теряет воображение и будет плохим инженером, что, если уходят книги, уходит национальный менталитет, нужна программа, обучающая чтению. Час в день на телевидении — неужели нельзя выделить? И это должна быть «вкусная» программа, чтобы у зрителей сложилось представление, что не читать — немодно. А телевидение сейчас настолько гнилое, что любая светлая программа будет смотреться с удовольствием. Но это должна быть программа для родителей, а если она окажется интересной, ее будут смотреть и дети.
Примерно тот же путь решения проблемы предложила и Ксения Молдавская, обозреватель газеты «Книжное обозрение», которая считает, что нужно «увешать» города социальной рекламой, которая призывала бы читать книги. Она упрекнула коллег в том, что они сами мало пишут о хорошей литературе. По сути, постоянные «книжные» колонки есть только в нескольких изданиях, при этом далеко не массовых. Но даже те сайты, газеты и журналы, которые пропагандируют чтение, мало известны, а потому их необходимо рекламировать.
— Достаньте ручки и запишите, — «скомандовала» Ксения. — Сайт «Библиогид», «Экслибрис НГ», «Книжный Петербург» на сайте krupa.spb.ru, сайт «Писатель.ру», журнал «Читаем вместе».
А я вспомнила рекламные щиты, призывающие заниматься спортом, и то, как широко освещается в СМИ открытие каждого нового спортивного детско-юношеского центра. Здоровье, спорт, олимпийские рекорды, это, безусловно, прекрасно — социальная реклама работает успешно. Но не в спартанцы же мы готовимся — не пора ли подумать и о нашем духовном здоровье?
Дарья Чаликова