В культурной сфере продолжает обсуждаться выступление Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей: известный режиссер выступил с критикой вмешательства в работу театров государства и религиозных активистов, прибегающих порой к цензуре и акциям на грани насилия и погромов.
— Я прочитал речь Кости Райкина и полностью с ним согласен, — говорит Александ Балуев. — Цензуры быть не должно! Я занимаюсь театром сам — антрепризой, — слава богу, не завишу от государства. Никто меня ограничить или подействовать не может. А цензор у меня внутри.
— А вообще имеет право государство диктовать театру репертуар?
— Наверное да, но смотря как взаимодействовать и на каких условиях. Эти условия могут быть и экономические. Костя прав в том, что наше театральное сообщество уже давно не союз. И я тоже не понимаю эти какие-то православные группировки. Каким образом они могут влиять на театр?! Кому они подвластны? Идите на площадь и там бастуйте. Если мы дошли до такого состояния, что решают в искусстве какие-то чиновники или православные активисты, то мне жаль наше общество.
— Райкин призывает объединиться — и что-то все молчат...
— А кому объединяться — главным режиссерам?! Все понимают, что мы настолько все разъединены! И не знаю, что должно произойти, чтобы нам объединиться.
— Вы стали режиссером антрепризы. Ваше поколение артистов сейчас театры возглавляет. А вы?
— Я думал об этом. Но, опять же, вопрос: либо кому-то это позволяется, либо — кому-то — нет. Если ты зависим от власти, то надо жить и работать по ее условиям, она будет диктовать. Повторюсь: я не хочу, чтобы что-либо мне диктовала власть. Не должна она лезть в дела творческие, ничего хорошего из этого не выйдет. Вспомните тот же самый театр на Таганке.
— Если говорить о свободе в театре, то, получается, антреприза в этом плане спасает?
— Я вообще за это движение. Ушел из государственных театров давно и пропагандирую независимость. Зависим я от себя, от своей этической цензуры. Я за то, чтобы все театры были негосударственными. Четвертый год мы с успехом играем мюзикл «Территория любви». Сейчас 4 декабря в Санкт-Петербурге в ДК Горького сыграем премьеру спектакля «Признание» по пьесе Максима Фролова. Снова у нас будет много музыкального материала. Это история человека, который за свою жизнь прошел некие глубокие преобразования в самом себе. И пришел в финале к непростому признанию. И я буду на сцене, еще Глеб Матвейчук, Евгения Рябцева и другие.
— И снова много музыки?
— Мне кажется, что если музыка хорошая и правильно выстроена, то в театре, да и в кино, она производит очень большое воздействие на зрителя, на сюжет спектакля, на артистов. Хотя я бы не хотел, чтобы меня воспринимали как режиссера, который ставит только музыкальные спектакли. Буду заниматься и драмой в чистом виде.
— Александр, а вы поставили бы спектакль на политическую тему, на злобу дня?
— Это не дело театра, пусть этим занимаются другие институты. Театр не должен, на мой взгляд, показывать напрямую. Моя общественно-политическая позиция должна оставаться вне сцены.
Олег Перанов