Александр Иванович Введенский (1904 - 1941)
Долгое время о нем просто никто ничего не знал. Его имя насильно вычеркнули из литературы. Широкой были известны лишь детские его стихи. Почти все обериуты, к числу которых принадлежал Александр Иванович, зарабатывали на жизнь "книжками для детей".
А вот начиная с девяностых и появлялись первые издания со стихами поэта, о нем стали говорить. Чуть позже в любви к Введенскому признался лидер "Гражданской Обороны", Егор Летов, а лидер группы "Аукцыон", Леонид Федоров создал целый альбом с песнями на стихи Введенского - так, а еще и с помощью сарафанного радио, Введенский "проник в умы молодежи" и укрепился в них, став по-настоящему культовым поэтом.
Обериуты - это поэзия абсурда. Однако абсурд Введенского и не столь уж... Потому что Введенский крайне серьезен. Потому что Введенский занимается главными вопросами (Время, Бог, Смерть), под определенным "углом зрения", если и Вы, читатель воспламенитесь этой душераздирающей, но воистину важной и нужной страстью к познанию... или скорее узнаванию - легкий "туман абсурда" рассеется, а за перемешанными словами-смыслами Вы увидите великий хаос и великую красоту нашего, столь еще необъятного и неузнаваемого мира.
Элегия
Так сочинилась мной элегия о том, как ехал на телеге я. Осматривая гор вершины, их бесконечные аршины, вином налитые кувшины, весь мир, как снег, прекрасный, я видел горные потоки, я видел бури взор жестокий, и ветер мирный и высокий, и смерти час напрасный. Вот воин, плавая навагой, наполнен важною отвагой, с морской волнующейся влагой вступает в бой неравный. Вот конь в могучие ладони кладет огонь лихой погони, и пляшут сумрачные кони в руке травы державной. Где лес глядит в полей просторы, в ночей неслышные уборы, а мы глядим в окно без шторы на свет звезды бездушной, в пустом сомненье сердце прячем, а в ночь не спим томимся плачем, мы ничего почти не значим, мы жизни ждем послушной. Нам восхищенье неизвестно, нам туго, пасмурно и тесно, мы друга предаем бесчестно и Бог нам не владыка. Цветок несчастья мы взрастили, мы нас самим себе простили, нам, тем кто как зола остыли, милей орла гвоздика. Я с завистью гляжу на зверя, ни мыслям, ни делам не веря, умов произошла потеря, бороться нет причины. Мы все воспримем как паденье, и день и тень и сновиденье, и даже музыки гуденье не избежит пучины. В морском прибое беспокойном, в песке пустынном и нестройном и в женском теле непристойном отрады не нашли мы. Беспечную забыли трезвость, воспели смерть, воспели мерзость, воспоминанье мним как дерзость, за то мы и палимы. Летят божественные птицы, их развеваются косицы, халаты их блестят как спицы, в полете нет пощады. Они отсчитывают время, Они испытывают бремя, пускай бренчит пустое стремя - сходить с ума не надо. Пусть мчится в путь ручей хрустальный, пусть рысью конь спешит зеркальный, вдыхая воздух музыкальный - вдыхаешь ты и тленье. Возница хилый и сварливый, в последний час зари сонливой, гони, гони возок ленивый - лети без промедленья. Не плещут лебеди крылами над пиршественными столами, совместно с медными орлами в рог не трубят победный. Исчезнувшее вдохновенье теперь приходит на мгновенье, на смерть, на смерть держи равненье певец и всадник бедный. 1940
Марк Максимов, редактор 1001.ru