В современном пространстве кризиса культуры, медийно-потребительском, адепту высокой культуры делать, казалось бы, нечего. Общество питается пиар-продуктами, его запросы становятся всё ниже, человеку редко предлагают задуматься… Алла Демидова стоит отдельно, «не вписывается» в бедный контекст, потому что он не соответствует масштабу таких личностей. К этому несоответствию, конечно, следует относиться философски, но…
— Алла Сергеевна, с одной стороны, актёрскую профессию можно рассматривать как миссию духовного просвещения людей, сродни религиозной, с другой же — со стороны церкви эта профессия долгое время считалась греховной.
— Действительно, к актёрам есть разное отношение. Когда они играли в древнегреческом театре, то приравнивались к богам. Они начинали играть с восходом солнца, и когда солнце умирало, на закате, умирали и герои. Театры строились так, что солнце садилось за спиной актёров, перед глазами зрителей, которые весь день занимались чем угодно: спали, ели, пили, приходили и уходили, занимались любовью… Им необязательно было всё смотреть — не для зрителей игралась пьеса, а для богов, для Диониса, по вертикали: я и Бог. В Древней Греции боги ходили между людьми, с ними можно было пообщаться. Потом, когда произошёл разрыв цивилизаций, случилась и потеря бога. И началось богоискательство, богостроительство… Произошло и снижение профессии вследствие зрительского «развлекай меня!», и церковь объявила, что у актёра нет души, запретив хоронить его в пределах церковной ограды.
В ХХ веке в периоды, благоприятные для театра (а они возникали циклически, в виде взрывов), к актёру было пристальное внимание, особенно в
— Но сейчас как раз налицо эпоха зрительского диктата…
— В самые лучшие периоды для театра он выстраивался не по вертикали «я и Бог», а в виде треугольника «
Душа у всех есть, но она, я думаю, просто искра божья, собственно жизнь. Одни её слишком не замечают, а другие — гипертрофированно замечают. Современный хороший актёр, мне кажется, гипертрофированно душу замечает, от этого становится личностью. Он интересен как личность. Актёров уже миллионы, а на виду — несколько десятков, личностей среди них ещё меньше. Они очень талантливы, но они гибнут, как мотыльки-однодневки. Только душа, вернее — ощущение души, и самообразование спасают в безумной гонке нашего времени. Иногда я думаю: а для чего нужна совесть? Не
— Вы сформировались творчески внутри «взрыва» театра
— Тогда взрыв был не только в театре, это были и социальные изменения, и явления в иных искусствах, новые средства выражения… «Таганка» это почувствовала и рванула впереди всех. С тех пор на «Таганку» вешают всех собак — мол, политический театр. Но у нас не было откровенно политических спектаклей. Это был театр новой формы, что и есть главное для театра. Выразительные средства, которые адекватно отражали социальные перемены. Роза не сможет расцвести на помойке, нужна почва, причём очень ухоженная. Пушкин не мог бы появиться, если б до него не было Карамзина, Жуковского, Вяземского… не буду всех перечислять, но Пушкин саккумулировал эти чаяния и стал пиком. Так же и Театр на Таганке саккумулировал в
— Мне кажется, что у них выбора уже нет.
— Выбора нет, просто нужно время. К сожалению, нам грозит не очень хорошее время для театра и кинематографа. Будет конфликт в человеческих отношениях, как в XIX веке, когда уничижается маленький человек без локтей, без бойцовых качеств, которому присущ талант, но у которого вовсе не обязательно ангельский характер. Люди, власть и деньги имущие, часто путают характер и талант: им неудобно жить рядом с плохим характером, давать ему деньги и потакать. Но это же совершенно противоположные вещи! Чем больше талант, тем труднее характер, причём с годами характер портится, потому что он должен таланту служить. Талант — это дар, и если ему не служить, он быстро нивелируется и умирает. Яркий пример разрыва таланта и характера — Анатолий Васильев. Абсолютный талант, новатор, которых не так много, кстати, в истории русского театра вообще. Но он оказался неугоден начальству своим характером. Я думаю, что люди, слепые к искусству, но власть имущие, будут заказывать убогую музыку, и нужно будет очень долго пробиваться через эту толщу. Это почва, неудобная для быстро растущего таланта. Мне очень жалко молодых. Они не берут опыт предшествующего поколения, думая, что поймают Жар-птицу за хвост одной рукой. В искусстве такого не бывает.
— А какое у вас отношение к современной драматургии, к новым авторам?
— Мне стало скучно в психологическом русском театре, где драма — и классическая, и современная — одним ключом открывается. Любая пьеса решается по принципу «Я — в предлагаемых обстоятельствах, мои естественные чувства, подача от себя»… Требуется одна краска, а мне надоело уже играть одной-двумя красками. Я — внутри профессии, только когда могу играть объёмно. Когда Юрий Любимов ставил «Электру» Софокла, я столкнулась с требованием проявления моих чувств. Но этого не может быть — я не хочу убивать свою маму! В древнегреческой драматургии совсем другие законы, нужна иная пластика, перепады голоса — это, скорее, оперный подход. А как перевести на пластический язык интеллектуальную поэзию Ахматовой или «Федру» Цветаевой? Мы очень долго топтались на месте, пока Альберто Алонсо, который ставил для Плисецкой «Кармен-сюиту», не прочистил нам мозги в области современной пластики. Я поняла, что в соединении культур можно найти новый язык, как в соединении наук появились биофизика, биохимия… В начале
— Неожиданный поворот! Где же интересно? Ведь актёрство ваша профессия, не пойдёте же вы к станку?!
— Вы знаете, я как раз сейчас большим крылом поворачиваю «право руля». Я давно стала писать книжки, и сейчас всё больше меня это увлекает, особенно после того, как я написала «Ахматовские зеркала». Одно из самых загадочных произведений русской литературы — «Поэма без героя». Я им заболела. Огромный культурный пласт, с 1913 по 1963 год. И в эту поэму вошло всё — и люди, и события, и смена поколений, настроений… Разгадывать было очень интересно. Материала сначала не было никакого, это сейчас стали об Ахматовой писать, а раньше надо было искать по крупицам, по
— Но это же не работа актрисы, это куда ближе к литературоведению.
— Я люблю такое соединение. Но это не литературоведение в прямом смысле. В одной редакции меня спрашивают: «А кому подавать на рецензию? Тименчику?» Имеется в виду известный ахматовед Роман Тименчик. Я говорю: «Да избави меня бог!
Беседу вела Арина АБРОСИМОВА