Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Антисанитарные нормы: мастеров маникюра решили проверить

Частные маникюрши могут даже не дезинфицировать инструменты

«Хочу попробовать себя в бизнесе, подскажите, что выгоднее: ноготочки, реснички или волосы?» Такими вопросами начинается миллион дискуссий на женских форумах — и заканчиваются они открытием очередного кабинета красоты. Все больше мастеров бьюти-индустрии жаждут вырваться из плена салонов и работать сами на себя — тем более что теперь можно стать самозанятыми. Однако явный избыток на рынке парикмахеров и бровистов стал поводом для беспокойства: специалисты задумались, не пора ли ввести для них обязательную сертификацию.

Частные маникюрши могут даже не дезинфицировать инструменты
ФОТО: FREEPIK.COM

Впервые с самозанятостью в бьюти-индустрии я столкнулась, когда еще и слов таких никто не знал: ни «самозанятость», ни «бьюти-индустрия».

— Приходите ко мне домой, — доверительно шепнула маникюрша, прежде чем позволила мне пройти к кассе. — Я адрес скину в СМС. Все со скидкой сделаю.

До появления в правовом поле термина «плательщик налога на профессиональный доход» (он же «самозанятый») оставалось еще много лет, но, посмотрим правде в глаза, он был не так уж нужен. Тенденция — желание не работать «на дядю», а быть самому себе хозяином, — появилась не вчера.

В следующий раз та же маникюрша откровенно сообщила, что ей в карман попадает только 40% от стоимости услуги, остальное забирает салон, — и настойчиво повторила предложение встретиться наедине.

Тогда я малодушно отказалась. По очень эгоистичной и прозаичной причине: салон-то находился на первом этаже моего дома — и в этом было главное его достоинство, — а вот топать на другой конец района на сеновал... точнее, простите, к мастеру домой в мои планы никак не входило.

Сегодня такими штуками никого не удивишь: куча людей предпочитает ходить не в салон «Ромашка», а просто к парикмахерше Ленусику или маникюрше Светику. Впрочем, к себе домой — особенно если там нет специально оборудованного кабинета в отдельной комнате, — уже все-таки почти никто не приглашает: эпоха маникюра на кухне прошла. Чаще мастера-индивидуалы арендуют помещение.

Зачем это нужно Ленусику и Светику — абсолютно понятно. Сегодня мастера вполне могут зарабатывать «на ноготочках» около 50–60 тысяч в неделю (не в месяц, в неделю!). Арифметика простая: стоимость маникюра — в среднем 2000 рублей, на одного клиента уходит два часа. Значит, в рабочий день — с 10 до 21 часа, тут ведь вам не офис со звонком в 18.00, — можно успеть обслужить пятерых. Пять рабочих дней — значит, 50 тысяч в кармане. Ну а если в высокий сезон работать без выходных, то и 70–80 тысяч в неделю вполне получится. Конечно, из этой суммы надо вычесть налоги, расходы на материалы и помещение (если мастер работает не у себя дома), но даже так остаток выглядит достойным. Заслуживающим того, чтобы бросить работу «на дядю».

И вот тут — где-то между материалами и помещением — наступает пора вопросов: что это за помещение? Что за материалы? Все ли там хорошо?

В январе 2024 года Торгово-промышленная палата РФ всерьез задумалась о том, чтобы проверить всех Ленусиков и Светиков, установить дополнительные требования и ввести сертификацию для самозанятых в сфере красоты, — соответствующие предложения уже направлены в правительство. И возникли они не на пустом месте: дело в том, что сегодня оформлять медкнижку и стерилизовать инструменты (базовое требование!) обязаны только юрлица и ИП. Каждый, кто хоть раз приходил в салон на маникюр, хорошо знает обязательный ритуал — мастер взмахивает запечатанным пакетом и объявляет: «Инструмент продезинфицирован!» Ну а самозанятые Ленусик и Светик формально могут этим пренебречь. Хотелось бы верить, конечно, что не пренебрегают... но тут уж все «по понятиям».

И в этом — львиная доля проблем. Там, где сфера услуг превращается в частные договоренности, сразу возникает неуловимый налет кустарщины. А ведь не стоит забывать про тот самый человеческий фактор, который может быть в равной мере плох или хорош. Заразиться чем-нибудь через грязные инструменты — это, конечно, самый плохой сценарий... бывают и менее драматичные варианты. Мелочи, а неприятные.

«Записывайтесь на следующий визит сразу же после предыдущего!» — призывают мастера-индивидуалы. Интересно: много ли людей готово планировать свою жизнь с учетом того, что именно 15 февраля в 17.00 им нужно явиться на маникюр к Светику? Ну а если не успеешь, то перезаписаться на завтра или вообще на пару часов позже — не вариант: у Светика все плотно. Хм... Это ж вроде не редкий врач-светило и даже не визовый центр, где урвать свободное окошечко — само по себе счастье.

Хотя запись в большинство хороших салонов, особенно сетевых, давно уж автоматизирована: клиенты могут воспользоваться приложением, пообщаться с чат-ботом в мессенджере или хотя бы позвонить администратору. И вожделенное «окошечко на ноготочки», скорее всего, найдется в любой момент — ну, разве что не вечером 31 декабря и если ты не привязан к конкретному мастеру. Особенно в сетевых: не найдется в салоне на Пятницкой — запишут на Полянку, невелика беда. Клиент сохраняет право на экспромт и импровизацию — на возможность спонтанно, выйдя вдруг с работы на два часа раньше, решить, что желает ноготочки именно сейчас.

На рынке традиционных салонов красоты правят клиенты — не зря ж это сфера услуг, и не зря существует установка «клиент всегда прав». Клиенты записываются на удобное время в удобном им формате, попивают хороший кофе из красивых чашек, пока им делают маникюр и педикюр в четыре руки (а то и в шесть рук, если заодно бровями заняться), наслаждаются массажем головы, а в конце лишь оплачивают счет. Ну а на рынке самозанятых мастеров правят... мастера. Не зря же они стремились к тому, чтобы быть себе хозяевами. Светик и Ленусик действительно никому не подчиняются — даже правилам, потому что для них правил нет. Пока что их даже не проверишь.

Дарья Тюкова

Источник

137


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95