Есть такая фраза: «Вся европейская литература — это комментарий к Евангелию».
Среди этих комментаторов легко обнаруживается Александр Дюма. Есть много легенд: в частности, что Дюма — это «переодетый» Пушкин. Знаете, обыкновенная русская мечта — на старости лет отпустить бороду, снять сапоги, надеть бретонские кальсоны и как следует покутить…
Ещё есть легенда, что у Дюма была прикормлена группа авторов. Это называется — «литературные негры».
В некотором смысле (именно в том, в котором европейская литература — комментарий к Евангелию) мы все литературные негры Дюма. С поправкой на стиль. Каждый пишет как он дышит. С поправкой на ветер.
Ирина в своём письме апеллирует к этому тезису. Дюма поддерживает в сложные моменты жизни. А вторым темпом, как в пляжном волейболе, идёт Владимир Владимирович Шахиджанян. И мяч вколачивается в изжаренный песок своим мочёным боком. И оставляет след.
Примерно так, кстати, литературные негры и пишут. Нажимая на сентиментальный элемент языка.
«Банановый изгиб луны», как писал Довлатов. На пишущей машинке, «в соло», как говорят янгстеры, но не десятью пальцами и не вслепую.
А мог бы, и написал бы больше…
Тут мораль проста: либо десять пальцев, либо нанимать литературных негров.
Дорогой Владимир Владимирович, бесконечно благодарна за ваше письмо! Оно неожиданно обрадовало и стало как светлый якорь для моего разума. Пусть он поможет мне держаться и сохраняться.
«Надо ждать и надеяться» и... дождаться. Мне не хватало этих слов. Теперь, благодаря Вам и Александру Дюма, они у меня есть. Вчитываюсь и размышляю над вашими советами. Радуюсь о той весёлой и деятельной «птичьей стае», которую именуют солистами! Когда-то были лицеисты, а теперь солисты. На этот случай я выпросила у сына большую клавиатуру и попробую начать «солировать» в той части обучения, которую мне пока не удалось закончить.
Вам здоровья и бодрости в Вашей многотрудной жизни! Вообще надо сказать, что именно язык, как способ общения, самым честным образом показывает тот ужас, который творится.
Ирина