Вспомнил Гюго «93-й год». Я люблю произведения Виктора Гюго. Недавно перечитал его «Отверженных». Как бы я ни был занят, стараюсь каждый день читать.
Юрий Александрович Коростинский. Он работал на Куйбышевском телефонном узле. Он помогал мне в установке домашнего телефона. Шел 1973 год. Чтобы получить разрешение на установку телефона в новом доме, потребовалось вмешательство заместителя министра связи СССР Исаака Равича, жившего в одном доме с Юрием Владимировичем Никулиным.
Вспомнил об этом, когда ехал на Первую Дубровскую улицу (на этой улице находится 79-я школа, где учился мой сын), чтобы встретиться с Юрием Михайловичем Куликовым, начальником Замоскворецкого телефонного узла. На 10 утра была назначена наша встреча.
Ехал и вспоминал.
Беседу с Шамшиновым, министром связи СССР, с которым делал беседу для журнала «Огонек».
Свои выступления в 79-й школе. С этой школой начал дружить за 10 лет до рождения сына. У нас тогда была целая бригада. Ее состав иногда менялся. Несколько раз в год мы встречались с учениками этой школы и отвечали на их вопросы. Мероприятие называлось «СОВА» Спрашивайте, Отвечаем Все Абсолютно.
Я не робкий человек. Но, входя в кабинет Ю. М. Куликова, чуть оробел. Уж больно шикарные у него апартаменты. Да и не только у него. Сам телефонный узел выглядел настолько шикарно, что мне показалось, уж не в посольство ли процветающей страны попал. Потрясающий зимний сад в этом саду я сидел минут пять, ожидая приема.
Говорили мы недолго. Он подписал все бумаги, и через два часа мне сообщили городской номер нашего офиса - 958 68 32, оплатил я его и договорился об установке выделенной линии. Теперь ведь можно, используя современные технологии, выделенную линию установить на тот же кабель, что ведет к телефонному аппарату. Сможете одновременно пользоваться и Интернетом, и телефоном. Все это организовала в Москве «Точка ру».
Рекомендую тем, у кого нет возможности провести оптоволоконную выделенную линию, воспользоваться услугами «Точки ру».
На телефонном же узле я познакомился с милейшими сотрудницами ряда отделов. Получил у них консультацию, как помочь установить телефон в коммунальной квартире, где проживает наш сотрудник Алексей Анатольевич Чейкин.
Здесь же познакомился с послом России в республике Мали. Он пробивал телефон для своего сына. Вы обратили внимание на слово «пробивал»?
30 лет прошло с тех пор, как при помощи министерства связи СССР я установил у себя дома телефон. Но и сегодня посол вынужден идти на телефонный узел, опять-таки «пробивать», но уже, правда, без помощи министерства.
Пишу чуть иронично прогресс.
Из телефонного узла я поехал в офис. Пять наших сотрудников мило чаевничали. А что им еще делать? Заказов на пейджер было только два. Интернета нет.
Конечно, можно было бы попросить их поехать на фирмы, в институты, в государственные учреждения, чтобы познакомиться с системными администраторами и руководителями подразделений, от которых зависит приобретение программного обеспечения. Но они ребята начинающие, робкие, стеснительные. И я уверен, что в лучшем случае по телефону из проходной им корректно ответят: «В ваших услугах мы пока не нуждаемся». Для опыта это было бы, конечно, полезно. Но большое количество отрицательного опыта порождает неверие в свои силы, от этого падает настроение. Сначала сотрудников надо обучить дозваниваться, предлагать, рассказывать, а потом уже можно поручать эту работу.
Каждый солист заполняет анкету. В анкете он сообщает данные о себе возраст, профессия, круг интересов. Сотрудник фирмы «ЭргоСОЛО» комментирует полученную анкету и пытается завязать с ответившим личный контакт. Виртуально это нередко бывает сделать легче, чем в реальности. Как итог может родиться личное общение, состояться знакомство. Это надо использовать: через знакомого сотрудника фирмы, имея хотя бы минимальную его поддержку, можно выйти на сотрудника, отвечающего за программное обеспечение и имеющего право его закупать. По-моему, правильный ход. Не стандартный. При известной усидчивости, настырности и аккуратности способен принести результат. Только на анкеты надо отвечать не по шаблону. Главное вызвать интерес к своей личности.
Что ж, будем этому сотрудников учить.
Пока такой возможности нет, решил поступить иначе. После чаепития вытащил из огромного пакета солидную пачку квитанций.
Дорогие друзья, здесь автографы солистов. Это заполненные квитанции об оплате аж с прошлого года. Здесь все москвичи. 686 квитанций. 686 наших учеников. Мы должны послать каждому письмо-напоминание, сообщить о выходе восьмой версии и попробовать возобновить наши контакты. Если хотя бы 10 процентов, а это 68 человек, захотят воспользоваться нашим предложением, на ближайшие 5-6 дней мы обеспечены работой и, может быть, чуть-чуть поправим наше финансовой положение. Нам же надо оплатить аренду, телефон (за установку телефона я заплатил 10 800 рублей), компьютеры и другую технику, да и вам, сотрудникам, хорошо бы немного заплатить. Верно?
На этой фразе они отставили чашки, приподняли головы и с восторгом, почти хором сказали:
Да, конечно.
Я опять полез в свой большой пластиковый пакет. Сотрудники внимательно наблюдали за мной, словно ожидая, что сейчас вытащу пачку денег и начну отсчитывать купюры.
А я вытащил несколько пачек конвертов.
Пожалуйста, на каждом конверте четким почерком надпишите адрес ученика, возьмите листовку, впишите имя и отчество ученика, поставьте дату и вложите листовку в конверт.
Энтузиазм пропал. Лица стали кислыми.
«Мы, что, клерки? Пришли сюда заниматься этой скучной и ненужной работой?» Именно эти мысли я прочитал на лицах своих сотрудников. Посыпались реплики.
Ой, а у меня почерк ужасный, никто не разберет, как курица лапой пишу, заявил Алексей Анатольевич Чейкин.
Это утомительно и долго, давайте я лучше в другой раз сделаю, медленно произнес Владимир Владимирович Роша.
Оно, конечно, можно и надписать, но кому это нужно? изрек Владимир Владимирович Цуканов.
Ой, ну зачем же я сегодня пришел? сказал Юрий Владимирович Илленко.
Ничего страшного, ребята, это даже интересно, попытался всех воодушевить Сергей Викторович Исаков.
Четыре часа надписывали конверты. Дело осложнялось тем, что на большинстве платежных квитанций отсутствовал в обратном адресе индекс. Иногда наши ученики заполняли квитанции так непонятно, что нам приходилось проводить консилиум, чтобы разобрать их фамилии, название улицы и номера дома.
С интересом наблюдал, кто как надписывает конверты. Говорят, раньше, прежде чем взять работника, его кормили и смотрели, как он ест. Если быстро хороший работник. А если медленно он и делать все будет медленно. На самом деле это не так. Человек может есть медленно, а работать отлично. И наоборот.
Но некоторая закономерность кто и как заполняет конверты просматривалась.
Телефон, чаепитие, разговоры, обсуждение тех или иных смешных фамилий, которые попадались в квитанциях, все это отвлекало от работы. Да и навыка надписывания у ребят не было. Они каждую буковку выводили, будто бы в первом классе, чуть ли не высунув язык. Видимо, отучились рукой писать все больше на компьютере.
В 20.00 мы разошлись.
В 20.30 я вернулся к себе. Четыре часа провел вместе с Денисом Викторовичем Ковальковым. Не видел его более года. Он многое сделал для нашего сайта. Это он был инициатором публикации на сайте «1001» прекрасной книги И. Акимова и В. Клименко «О природе таланта». Ничего лучшего о том, как развить свои творческие способности, я не читал. Поэтому настоятельно рекомендую тем, кто не знаком с этим произведением, обязательно его посмотреть. Возможно, оно серьезно изменит Вашу жизнь.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Мы во всю заняты подготовкой к выпуску нашей программы на диске. Кроме программы на диск войдет ряд книг. Среди них и книга, которую я рекомендую прочесть.
«Чтение делает человека знающим, беседа находчивым, а привычка записывать точным». БЭКОН
Владимир Шахиджанян
(Фото Сергея Шахиджаняна)