«Несколько месяцев назад я взял кредит наличными и решил, что гасить долг буду через банкоматы. Мне неудобно всякий раз ездить в отделение банка и стоять там в очередях. Но оказалось, что большинство банкоматов работают только на выдачу денег. Например, в крупном торговом центре рядом с моим домом есть целых четыре банкомата, но ни один не принимает наличные. Неужели банки просто не хотят, чтобы клиентам было удобно? Или у них есть какая-то другая причина, чтобы не устанавливать банкоматы, работающие и на прием, и на выдачу наличных?»
Игорь Силантьев, Москва
Комментирует руководитель банковской секции Финпотребсоюза Михаил Беляев: «Логика в такой ситуации чисто хозяйственная. ЦБ не регулирует эти вопросы, поэтому банки сами решают, где и какие банкоматы устанавливать. К сожалению, им действительно по ряду причин выгоднее ставить аппараты, которые работают на выдачу наличных. Во-первых, они гораздо дешевле. Банкомат с функцией приема денег необходимо настраивать с использованием более сложных средств коммуникации, настраивать более серьезную киберзащиту. Ведь одно дело, когда клиент при помощи банкомата получил доступ только к своему личному счету и снял с него деньги, и совсем другое, когда он должен перегнать эти деньги на счета банка. Во-вторых, могут возникнуть проблемы с инкассацией. Если банкомат работает только на выдачу, его достаточно зарядить наличностью раз в день и установить лимит. Но если аппарат еще и принимает купюры, инкассацию придется производить и два раза в день и, может быть, даже чаще. Плюс к этому банки учитывают людской трафик. Например, в торговых центрах люди чаще всего не кладут деньги, а снимают их с пластиковых карт для покупок. Поэтому там нет смысла ставить банкомат с функцией приема. Ну и еще один, самый неприятный для клиентов момент. Банку просто выгоднее и дешевле, чтобы заемщик сам пришел в отделение и передал деньги сотруднику, чем тратиться на дорогие и сложные аппараты. Удобство клиента в данном случае учитывается далеко не в первую очередь».
Татьяна Антонова