В этом году я с сожалением отметил для себя, что некогда популярнейшая субкультура стала резко терять обороты. Я говорю о рэп-баттлах. Недаром же отечественный исполнитель Oxxxymiron стал чуть ли не чемпионом мира в этом жанре. А теперь широкие массы будто бы и забыли про баттл-рэп. Однако, самое время подвести итоги этой волны.
Итак, что же такое рэп-баттл и как это связано с хип-хоп-культурой в принципе? Появился данный поджанр хип-хопа в далёкие восьмидесятые. Как раз в это время становилась хип-хоп-культура в целом.
Есть теория, с точки зрения которой условным «предком» баттл-культуры является флайтинг. Флайтинг, по сути, имеет много схожего с баттл-рэпом, правда, в нём отсутствуют сложные современные схемы. Флайтинг – это словесный поединок в стихотворной форме между двумя поэтами в питейных заведениях. Популярна эта культура была в Шотландии в шестнадцатом веке.
Существуют несколько видов баттлов. Есть так называемый аккапельный баттл, происходящий без музыки, а есть BPM-баттл, происходящий под так называемый инструментал (бит).
Также существует фристайл-баттл. Главное его отличие в том, что оппоненты выдумывают текст и рифмуют прямо на ходу.
В России баттлы появились ещё в нулевые, но в мейнстрим баттл-культура вошла лишь в 2014 году, после нашумевшего поединка Oxxxymiron’a и Джони Боя. Та встреча наглядно показала, что баттл это, в первую очередь, поединок двух характеров, где сильный буквально «поедает» слабого.
В баттле необходимы колкие шутки, которые называются панчлайнами. В них предполагается двойной смысл, который должен удивить, рассмешить публику и унизить оппонента.
Вот, к примеру, панч из вышеупомянутого баттла:
У меня тоже есть свои скелеты в шкафу,
Но это скелеты тех, с кем я баттлился раньше!
Чтобы победить на рэп-баттле, нужно одновременно показать мастерство рэпера, артиста, комика, психолога (что немаловажно).
Oxxxymiron стал, в некотором смысле, амбасадором баттл-культуры в России. Он участвовал в трёх самых просматриваемых баттлах, а затем победил в Лос-Анжелесе американского рэпера Dizaster’a.
Итак, что же дал баттл-рэп нашей стране за несколько лет своей бешеной популярности?
Во-первых, как бы странно это не звучало, баттл-рэп соединил поколения. Эта культура стала популярной настолько, что о ней вышло много передач на телевидении. Представители старшего поколения имели возможность ознакомиться с нашумевшими баттлами, и многим даже понравилось творчество Oxxxtmiron’a.
Во-вторых, русский рэп наконец-то признали. Музыкальные критики, филологи и многие другие увидели в баттл-культуре задатки настоящего искусства. Студенты защищали дипломы и диссертации по творчеству Oxxxymiron’a и многих других артистов.
Ну и в-третьих, представитель нашей страны получил международный триумф баттл-рэпа! Это дорогого стоит.
Теперь, как бы грустно не было, необходимо признать: от нас уходит целая эпоха, целая субкультура. Но не беда, будут новые тренды и тенденции!
Олег Зверев