Период, который множество людей склонны характеризовать как «лучшие годы в жизни». С одной стороны это бурная молодость, первые гулянки, влюблённости, мыльные оперы, с другой же — самая важная ступень образования, высшая ступень. А насколько эффективно образование в эти непростые годы?
С одной стороны, студенчество открывает перед юношей или девушкой совершенно другой мир, живущий по другим законам, отличным от школьных. Высшее учебное заведение не относится к своему студенту как к ребёнку, в отличие от школы. Соответственно, поступая в ВУЗ, совершеннолетний человек полностью принимает на себя ту ответственность, которая ранее ложилась на его родителей.
Как это влияет на студента? Понятное дело, что всё абсолютно индивидуально. Ходит в народе такой анекдот, мол, все отличники в институте превращаются в троечников, а все троечники — наоборот в отличников. Иногда так реально и происходит в жизни. Неужели столь контрастные метаморфозы связаны с реакцией на ответственность? Конечно же, не всегда и не только.
Университет (институт) предлагает студентам совсем иной уровень возможностей. Помимо производственной практики с возможностью заявить о себе, ВУЗ позволяет участвовать в международных конференциях, форумах, конкурсах. Кто-то погружается в эту деятельность, загорается, кто-то же, напротив, перестаёт видеть в выбранной профессии себя и вообще редко появляется. Однако, каждому своё.
Тут ещё надо иметь в виду, что ВУЗ сужает специфику образования по сравнению со школой. Студент сам выбирает своё направление, делая первый в своей жизни ответственный выбор, то есть, берёт на себя ответственность.
Не малое значение имеет стоимость обучения. Когда студент осознаёт, что на его обучение были потрачены его или родительские деньги, он начинает относиться к учёбе серьёзнее. Хотя, опять же, не у всех так.
Таким образом, мы можем прийти к весьма очевидному выводу: всё индивидуально. Все люди по-разному реагируют на изменения.
Олег Зверев