ИТАР-ТАСС |
Под Красноярском в ДТП погибли 11 человек. Рейсовый автобус Hyundai Кызыл—Красноярск с 24 пассажирами на борту выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с микроавтобусом Mercedes Benz, следовавшим из Лесосибирска в Шушенское.
Авария произошла ранним утром 9 июля на 143-м км федеральной трассы М-54 «Енисей» в Балахтинском районе. Погибли находившиеся в микроавтобусе 11 человек, включая водителя (он же владелец Mercedes). Среди них сотрудники лесосибирского выставочного зала: они должны были принять участие в этнофестивале «МИР Сибири» в Шушенском. Из автобуса Hyundai автотранспортного предприятия Красноярска госпитализировали четырех пассажиров. Еще пятерых травмированных нашли в Mercedes. К моменту, когда передаю эти строки в редакцию, в больницах остаются пятеро, троих санавиацией доставили в Красноярск.
Все они — очередные жертвы «лобовух». Когда въезжаешь за рулем из Германии в Польшу, в славянский мир, разница в цене человеческой жизни там и здесь проявляется со всей очевидностью: разделение отбойниками встречных полос заканчивается. На границе с родными пейзажами взлетел с обочины аист и валялась сбитая лиса. У немцев для зверья устроены переходы — мосты над автострадами. Политический строй, традиции бюджетного строительства, количество денег здесь не при чем; зеленые мостики, разделение встречек существовали и в ГДР. Дело — в глубинных вещах, менталитете. В несравнимой просто монетизации жизни человеческой и всех тварей, живущих по соседству. В Польше, Словакии, Чехии за последние годы построили прекрасные автострады, идеальный асфальт подведен к самым отдаленным селениям и даже хуторам. Немцы бурчат: на наши деньги. И теперь у них дорожное покрытие лучше. Подтверждаю: действительно так. Но разделяющие встречку отбойники, лесополосы в Германии — повсюду, а у братьев-славян и поныне редкость.
Что говорить про нас с нашими традиционными «дураками и дорогами», «не дорогами, а направлениями» и т.д. Мы второй век пытаемся связать хотя бы одной асфальтированной дорогой запад и восток России. И на ней — главной трассе — чуть не ежедневно погибают в лобовых столкновениях. Вообще-то дороги существуют для того, чтобы ездить по ним, для удобства перемещения из пункта «А» в пункт «В». У нас — для того, во-первых, чтобы воровать на их строительстве, ремонте, обслуживании, и, во-вторых, для регулярного щекотания нервов, для стрессов, для войны и гибели. Это эвфемизм русской рулетки. Наши трассы — в небеса.
Хорошие дороги — они, как компьютеры, ведут к децентрализации жизни. Дороги — это свобода. Возможность легко перемещаться из одной точки земного шара в другую, увеличение количества производственных и совсем не производственных цепочек разной длины, из поселочка в поселок, с одного континента на другой. Но горизонтальные связи — не про нас. Мы не дороги строим, а трубопроводы.
Да, во всем мире происходят аварии. Но там это ЧП. У нас, бьющихся на каждом углу, — закономерное следствие нашего отношения к человеческой жизни. Трасса М-54, на которой произошло последнее масштабное ДТП, соединяет три субъекта — Красноярский край, Хакасию, Туву и ведет к госгранице. Она, эта трасса, — разная, есть участки идеальные (но разделительных отбойников нет нигде). Под Балахтой, где все случилось, дорога — отвратительная. Покрытие все в выбоинах. Однако именно этот отрезок неплох. Я проезжал здесь 6 июля. Для меня лично в аварии нет вопросов: здесь крутой поворот, чтоб не занесло, автобус пошел по внешнему кругу, но обратно войти на свою полосу не успел. Дорога была мокрой.
Возможно еще одно. Ослепление дальним светом. Я ехал по этой трассе ночью и не раз выматерился: концентрация свинства стала зашкаливать. Вот было же всегда некое негласное водительское братство. Мы друг перед другом отвечаем за наши жизни, мы не знаем друг друга, но вынуждены беречь встречных, потому что от этого зависит и твое существование на этом свете. Его жизнь — от скорости твоей реакции и меры инфантилизма. Ты едешь по правилам, но в любой момент кто-то тебе может вывернуть в лоб, кто-то ослепить, просто не выключая дальний свет или не желая отрегулировать фары своей японки-праворульки. Большинство это знает назубок чисто рефлекторно, но, похоже, все больше тех, кто не понимает сути движения, они видят его смысл совсем в другом, не в том, чтобы беречь друг друга. Война на дорогах — следствие того, что у нас нет ни общества, ни общности. При этом живем — как на острове: скученно, дом на доме. Нам бы — для сбережения народа — отделиться друг от друга хотя бы отбойниками на дорогах, пусть это станет нацпроектом или искомой нацидеей.