Фильм «Патерсон» Джима Джармуша сильно выделяется на фоне других фильмов артхаусного режиссёра: кислотного вестерна «Мертвец», псевдодетектива «Сломанные цветы» или ассоциативного шпионского триллера «Пределы контроля».
Самый близкий по духу фильм к «Патерсону», возможно, «Кофе и сигареты». Но эта картина лишена той чувственности и любви, какая есть в «Патерсоне». Она здесь настолько велика, что не может уместиться в одном человеке и поэтому льётся водопадом на бумагу в виде строчек стихотворений.
Конфликт в фильме появляется в его финале.
Что происходит до этого?
Фильм показывает жизнь водителя автобуса, который пишет стихи.
У него есть невероятной красоты девушка, а он есть у неё.
Каждое утро он встаёт без будильника на свою работу и каждый вечер заканчивает одной кружкой пива.
Вся жизнь закольцована в своей повседневности и бессобытийности, но это не кажется каким-то чистилищем, из которого хотелось бы выбраться. Вернее сказать, эта мысль не навязывается режиссёром.
Эти серые будни, в которых поэзия — одно-единственное яркое пятно, могут казаться тюрьмой или же, наоборот, благословением. Опять же, до определённого происшествия...
Всё зависит от того, кто смотрит фильм.
Вас гнетёт этот провинциальный мирок? Значит, он гнетёт и главного героя.
Вам претит эта серость и закольцованность одних и тех же обыденных и наискучнейших вещей? Значит, это претит и главному герою.
Или вас бесконечно радует возможность погружаться в мир поэзии и растворяться в этой жизни, каждый раз, сливаясь, скажем, с баранкой автобуса или водопадом на фоне леса?
Или вы счастливы просыпаться каждый божий день с человеком, которого вы любите и знаете, что эта любовь взаимна?
Значит, вы и есть Патерсон.
Сергей Брыляков