Одна из главных автомобильных новостей ушедшего года — предложение президента страны ввести полный запрет на употребление алкоголя за рулем
Новация однозначно правильная. Однако ждать от нее какого-то особого эффекта не приходится.
Напомним, что с 1 июля 2008 года на дороги страны мог свободно выехать водитель, имеющий концентрацию алкоголя в крови до 0,3 мг на литр крови (или 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха). И в столь страшно пьющей стране, которой, увы, является Россия, можно было ожидать, что многие моторизованные граждане воспримут это новшество как разрешение употреблять спиртное перед поездкой. Кружка пива, например, или бокал шампанского значительному числу шоферов уже не могли стать препятствием перед поездкой. Однако человек — не лаборатория, он не в силах оценить дозу, при употреблении которой останется стопроцентно адекватным. И те же 50 граммов водки одного индивидуума могут немедленно превратить в свинью, а другому они — как слону дробина.
То есть с введением упомянутых норм можно было ожидать резкого всплеска аварийности. Помнится, главный санитарный врач страны говорил тогда: «Если до принятия этого решения все было просто и понятно — есть алкоголь или нет алкоголя, то сегодня, с появлением уходящей в бесконечность шкалы общественного попустительства преступным действиям, мы наперед лишаем здоровья (да и жизни!) многих безвинных людей, которые станут жертвами человека, севшего за руль с любым содержанием алкоголя в крови».
Тем не менее увеличения числа «пьяных» аварий не произошло. Наоборот! Скажем, за десять месяцев прошлого года их было 10 568 — почти на 10% меньше, чем за тот же период 2008 года. А в отдельных регионах, например в Московской области, их стало меньше почти на четверть! А дело в том, что одновременно с разрешением пить за рулем законодатель ввел беспрецедентно жесткую и однозначную меру ответственности за употребление водителем алкоголя или отказ от медицинского освидетельствования — безальтернативное лишение «прав». И это сработало. «Бодаться» с не самой честной дорожной полицией в мире за сотые миллиграмма — себе дороже. Тем более что договориться сегодня по этой проблеме с инспектором крайне дорого: «прайс» в той же Москве начинается с отметки в 60 000 рублей.
Другое дело, что новые нормы еще больше способствуют коррумпированности и без того погрязшей во взяточничестве ГИБДД. «Развод на пьянку» стал одним из самых прибыльных видов дохода иных нечистых на руку сотрудников. И это, пожалуй, основная причина того, чтобы полностью поддержать президентскую новацию.
Поголовная и обязательная водительская трезвость при сохранении существующих норм административного воздействия понизит алкогольную активность «рулевых» и алчность служивых. При условии, правда, что ГАИ будет жестко контролировать эту поголовную трезвость. В той же Московской области значительное снижение «пьяной» аварийности объясняется тем, что местная ГАИ буквально объявила войну поддатым водилам. В регионе ежесуточно задерживаются около 50 пьяных за рулем, 40 человек лишаются водительских удостоверений за отказ пройти медосвидетельствование.
Другое дело, что Дмитрию Медведеву стоило бы с введением абсолютного запрета на алкоголь на дороге озаботиться и мздоимцами в форме. Скажем, изъять из законодательных актов норму, позволяющую тестировать водителей милиционерам без присутствия врача. А сам тест проводить исключительно в стационарах, а не в сомнительных передвижных пунктах.
Материал: Александр Ростарчук