Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Бить или не бить?

Дневник учителя

Можно ли убивать старушек? Догадываюсь, что «Преступление и наказание» не об этом, и всё же. В наше время — плюрализма, толерантности, политкорректности и (чего там ещё?) амбивалентности — хочется чего-то однозначного, простого как мычание.

Вот я и спрашиваю, если абстрагироваться от сложности и полифоничности: можно? Или нет? Нет. Надеюсь, что хоть с этим-то согласны все. Ответ на вопрос «можно ли бить учителей?» — при том что у каждого конфликта есть две стороны и у каждой своя правда, — столь же однозначен.

Между тем случаи избиения учителей — в Иркутске, Петербурге, Новосибирске — изобличают не отдельные ЧП (я бы расшифровала эту аббревиатуру не как «чрезвычайное происшествие», а как «чрезвычайное преступление»), а некую тенденцию.

Избиения учителей, следующие одно за другим, в Год учителя свидетельствуют о дистанции огромного размера между тем, что декларируется, и тем, что есть на самом деле.

«Подгнило что-то в Датском королевстве» — это и о школе, и — в большей мере — обо всём обществе, частью которого она является.

Если бы существовал прибор, который, подобно уровню радиации, показывал уровень ожесточения, его бы в сегодняшней России зашкаливало (или «зашколивало»?).

Ожесточения не бедных против богатых, не провинциалов против москвичей, не, грубо говоря, чёрных против белых (что, разумеется, неправильно, но всё же хоть как-то объяснимо), а всех против всех.

Конфликты — да на каком градусе! — возникают повсеместно: в общественном транспорте, поликлинике, магазине, бассейне...

— Тебе не кажется, что будет гражданская война? — спросила я недавно в телефонном разговоре знакомого поэта.

Повисла пауза.

— Что ты сейчас в школе проходишь? — вдруг спросил он.

— «Капитанскую дочку»... — ответила я.

— А тебе не кажется, — заметил мой знакомый, — что она уже идёт?

— «Капитанская дочка»?

— Гражданская война. Бессмысленная и беспощадная.

Кажется...

Идёт тлеющая гражданская война. Десять лет назад, узнав, что я пошла работать в школу, Юрий Поляков сказал: «Вот здорово! Будешь писать оттуда репортажи. Это же горячая точка».

Сегодня словосочетание «горячая точка» — по отношению к школе — перестало быть метафорой: школа действительно находится в эпицентре всеобщего ожесточения.

Люди свой негатив «сливают» в наиболее незащищённое место (охранники, появившиеся в школах, чтобы защищать детей от террористов, сегодня защищают учителей от родителей и, как мы видим, делают это плохо).

А то, что учитель в сегодняшней России не просто не защищён, а более того — подставлен, — ясно как простая гамма.

Ведь русский человек по большому счёту не любит ни стариков, ни женщин — только детей. Да и тех порой не любит, а только прикрывается этой любовью: симптоматично, что и в Питере, и в Новосибирске руку на учителей подняли не отцы, а отчимы: сомневаюсь (у самой был отчим), что ими двигала любовь к ребёнку, — скорее, ненависть ко всем прочим, воплощённым в образе учителя.

Образе врага. Врага народа.

Как в сложившейся ситуации помочь учителю? Конечно, можно начать выдавать ему молоко (за вредность), вручить бронежилет и предоставить личного телохранителя.

Но это не выход.

Лечить, как известно, нужно не симптомы, а болезнь.

Болезнь же наша, повторяю, всеобщая ненависть и вытекающая из неё агрессивность.

Помню, в 90-е годы на одном вечере, где выступал Александр Мень, ему прислали записку: «Как полюбить своего ближнего?»

Отец Александр тогда ответил:

— Перестать его ненавидеть...

Сегодня на повестке дня стоит другой вопрос:

— Как перестать ненавидеть своего ближнего?

И нет Александра Меня, чтобы ответить.

Инна КАБЫШ

617


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95