Флоренция — город Данте. Однако Данте прожил здесь не всю жизнь. Он был изгнан, и Верона приютила его.
Для меня слово «Флоренция» ассоциируется и с именем Боккаччо. Флоренция — также и его город. Перед поездкой в Италию я с увлечением читал изящные новеллы «Декамерона». Ту легкость жизни, которая есть на каждой странице «Декамерона», особенно чувствуешь здесь — во Флоренции, на её узких улочках.
Наш мир един. Он был един и в средние века. В середине четырнадцатого века в Италии была эпидемия чумы, занесенная из Китая через территорию Золотой Орды. Эта чума вторглась во Флоренцию и в другие итальянские города. Соседняя Сиена, например, так и не смогла оправиться от той эпидемии и уже никогда после того не достигала былого величия. Потому Сиена сохранила свой средневековый облик. Говорят, что Сиена самый средневековый из всех итальянских городов. Создание Декамерона Боккаччо также связано с тем событием: рассказчики новелл покидают город, чтобы избежать опустошающей чумы.
В одной из церквей Флоренции есть рисунок пятнадцатого столетия — лицо монгола. Этот рисунок я, к сожалению, вживую не видел. Видел его уже потом, в книгах, когда был в Москве. Во Флоренции в четырнадцатом и пятнадцатом веках, без сомнения, жили татары из Золотой Орды, а также русские, которые попадали в Италию в ходе работорговли. В итальянских архивах сохранилось множество документов, описаний сделок, в которых упоминаются имена рабов, цены и т.п. В Киеве в 1866 г. И. В. Лучицким была даже издана специальная книга под названием «Рабство и русские рабы во Флоренции в XIV-XV веках».
Для меня Флоренция интересна также тем, что здесь создавались торговые практики, в которых описывался путь на Восток по Великому шелковому пути. После монгольских завоеваний настало время, когда Запад стал намного ближе к Востоку. Иногда вторую половину тринадцатого и первую половину четырнадцатого столетия историки и географы называют столетием потерянных открытий. Это было время, когда европейцами (в особенности, итальянцами) были совершены выдающиеся географические открытия, расширившие представления людей того времени о мире. Эпидемия чумы в четырнадцатом веке нарушила этот диалог между Западом и Востоком. Открытия, сделанные ранее, были забыты, и лишь во время географических открытий они были сделаны вновь, но уже на другой основе — в ходе великих плаваний.
Сохранилось несколько путеводителей четырнадцатого столетия, описывающих путь с Запада в Китай. Это так называемый Тосканский Аноним, а также «Торговая практика» Франческо Бальдуччи Пеголотти. Исследователям приходится просто вгрызаться в эти лаконичные тексты в надежде заметить, что-то новое, на что другие ученые не обратили внимания. Девять месяцев в четырнадцатом столетии составлял путь в Китай.
Гуляя во Флоренции, думал: быть может, тот дом, где жил Пеголотти здесь? или там? Наверное, это никому сегодня неизвестно. Но все равно ощущение, что хожу по тем самым улицам, где ходили торговцы, путешествовавшие в далекий Китай через юг России, согревало меня.
Во Флоренции сегодня особенно часто слышна русская речь, чаще, чем в Риме или в Венеции. Много также негров и китайцев, торгующих мелочью на улицах.
На некоторых улицах заметны лошади, они возят детей. По мостовым слышно цоканье копыт.
На одних улицах многолюдно, а на других — пусто. Совсем недалеко от сердца города есть улицы, которые кажутся заброшенными и пустыми, а стоит пройти немного и можно выйти к обычному рынку с продуктами. Рынок был единственной, увиденной мной, прозаической вещью в Великом городе. Даже уличные пьяницы во Флоренции, какие-то особенные, как одна из достопримечательностей для туристов. Запомнился один с бутылкой красного вина, длинноволосый и бородатый, похожий на опустившегося художника.
Среди обилия всевозможных сувениров мне приглянулись стильные магазины Signum. В них продается то, что связано с письмом. Самое чудное для меня — ежедневники, тетради и основы для книг с обложками из настоящей кожи или с изображениями рисунков Леонардо и старинных карт.
Флоренция, кажется, невелика. Я пешком прошел почти весь город поперек. С обоих сторон город окружают холмы. В золотой век Флоренции с этих холмов Леонардо да Винчи наблюдал за полетами птиц, размышляя о создании летательных аппаратов.
Флоренция — город титанов Возрождения. Здесь чувствуешь себя ближе к небу, чем где бы то ни было в другом месте…
Пришла пора покинуть город. Скоростной поезд «Евро-Стар» доставил меня в Болонью с небольшим опозданием.
Ещё в Риме я купил билеты на последующие поезда и должен был ехать на север. Я едва успел сесть на поезд в Болонье. Было уже темно и город я не увидел. Болонья известна с древности своей учёностью. Здесь один из древнейших университетов. А ещё говорят, что Болонья славится красотой своих жительниц.
В купе поезда со мной ехала молодая итальянка. На коленях у нее была большая, потрепанная книга по искусству разных областей Италии. В книге было много закладок и карт. Наверное, девушка совершала искусствоведческую поездку по стране. Мне так показалось.
Я вышел в Местро. Это современный, малопримечательный город рядом с Венецией. До следующего поезда у меня был час. Вышел с вокзала прогуляться. Про Местро могу сказать лишь то, что в нем почему-то особенно много китайцев и негров. Какой-то это самый не итальянский город.
Почти пустой поезд (в вагоне я был один) привез меня за полночь в Конельяно. На вокзале меня встретил Маттео со своими друзьями.
Маттео познакомил меня здесь с Луккой. Он историк. Недавно закончил Венецианский университет и сейчас работает по контракту научным сотрудником, занимаясь изучением судебного дела Венецианской республики в семнадцатом и в восемнадцатом веках.
Познакомился с Андреа. (О нем я расскажу позже. К нему мы ещё поедем в гости.) Познакомился и с другими.
Уже ночью мы с Маттео приехали в Солигетто.
Я прошел в комнату. И провалился в сон.
Русский путешественник по Италии сказал:
«Италия — это то счастье, ради которого людям ещё стоит жить».
Эти слова созвучны моим чувствам.