Проснулся я рано. Вчерашняя вечерняя прохлада вновь сменилась ярким солнцем. Говорили, что эта весна даже для Рима была жаркой. Только сейчас я заметил, как прекрасен вид парка за окном! Некоторое время я просто наслаждался видом и тишиной.
Ночью в комнату пришел лишь один человек. Когда я уходил, он ещё спал. Надо было подкрепиться завтраком. За моим столиком группа молодых американцев (такой показалась мне их национальность) обсуждала маршрут экскурсий на этот день. Они выбрали Колизей и Форум.
До поезда во Флоренцию у меня оставалось немного времени.
При выходе из хостела я заметил девушку восточной внешности с чемоданом. Она тоже вышла из дома и при этом сфотографировала здание. По дороге к остановке мы познакомились. Я думал, что она, возможно, китаянка. Как оказалось, она из Японии. Как и я, она первый раз посещала Италию. По дороге в центр мы разговорились. Мне было любопытно узнать, что знают японцы о моей Родине. К сожалению, она не слышала ни имени Толстого, ни имени Достоевского (а последнего итальянцы почитают особенно!). Город Волгоград она вначале приняла за Владивосток. Я тоже поделился своими сведениями о Японии и японской литературе.
Рим не оставил за дни пребывания в нем острых переживаний и чувств в моем сердце. Наверное, правы те, кто говорит: чтобы почувствовать и полюбить Рим, надо в нем какое-то время пожить. Я же устал там от жары и всегдашнего шума.
Поезд, направляющийся во Флоренцию, был, как наша электричка, но комфортнее. Чуть больше трех часов — время в пути. Место на билете не указано. Выбирай, где свободно. Я выбрал место напротив пары, как мне показалось, англичан. Это были уже немолодые люди. По виду сразу было понятно, что проводили они свой законный, трудовой отпуск. Билет на поезд всю дорогу торчал из кармана рубашки англичанина. Большую часть дороги они изучали путеводитель. Рядом со мной сидели три итальянки. Школьные учительницы, как я догадался позже. Они везли группу школьниц на какую-то экскурсию. В вагоне было весьма шумно, но весело. Школьницы пели и кричали песенки на итальянском и ломаном английском. Англичане, сидевшие напротив, особенно добродушно смеялись друг другу, когда слышали коверканье английских детских песенок. Учительницы неоднократно пытались успокаивать детей, но это было, в общем-то, безуспешно. При этом чувствовалось, что девочки сами заряжают учительниц хорошим настроением. Казалось, что весь вагон переполнен солнцем, здоровьем и добродушием!
Дорога во Флоренцию приятна. Зеленые холмы Тосканы радовали глаз. Поневоле забываешь о времени, когда смотришь в окно и любуешься видом. Очень впечатлил средневековый замок, словно из старой сказки, видимый из окна поезда. Таких замков, наверное, в Италии сохранилось не так уж мало.
При выходе из поезда я в суете с вещами чуть не потерял мой талисман — каштан. Но вот всё в порядке. Каштан найден. Счастливый выхожу на перрон, и Флоренция встречает меня.
Флоренция поразила меня, как молния в сердце, быть может, оттого, что я не ожидал от нее столь сильных впечатлений. А, быть может, оттого, что я знал: буду в городе недолго, билет в Болонью уже взят. И каждая минута, проведенная во Флоренции, стала казаться мне бесценным сокровищем.
Я бы многое отдал за то, чтобы хотя бы ещё раз увидеть флорентийское чудо! Это несравненный город, которому нет равных на свете!
Карты города у меня не было. Я вышел с поезда и пошел по самой широкой улице, по той, где шло большее число людей. Я предполагал, что они двигаются в сторону центра, и я не ошибся.
Центр Флоренции совсем рядом с вокзалом. Выдающиеся церкви и дворцы встречают туристов сразу после прибытия.
Заходишь в соборы, и они очаровывают. Ты понимаешь, что это чудо. Их так много, что перестаешь уже ориентироваться в них. И увиденные творения начинают сливаться и путаться.
Все в городе кажется произведением искусства. Время расцвета Флоренции было таким, что искусством тогда становилось все, к чему прикасался человек. Искусством можно назвать даже интриги и злодеяния Борджиа.
Кажется, что и сам город замер, застыл в пятнадцатом веке, золотом веке Флоренции, процветавшей под властью знаменитых Медичи. Многие улицы города узки. Флорентийки вывешивают белье из окон и сушат его прямо на улицах. Белье выглядит очень мило, производит впечатление какой-то домашности. И в Венеции та же картина!
На улицах я впервые увидел белоснежных мимов. Первым был амур, выстреливающий стрелы в прохожих туристов. Если смотришь на мима долго, то мим обязательно ответит жестом и взглядом. Если мим тебя зацепил, то кинь ему денежку, а то обидишь! И зрелище меня так развеселило! Я не думал, что их искусство способно столь сильно притягивать к себе зрителей. Пока не увидишь — не поверишь.
Найденный мной Археологический музей, увы, так и не удалось осмотреть: я не нашёл входа в него. Это мистика какая-то!
Мое сердце согрел вид здания библиотеки Лоренциана, замеченный случайно. Я, работая над изучением средневековых итальянских карт, видел в литературе ссылки на собрание этой богатейшей библиотеки, где хранятся известные рукописи, средневековые манускрипты и карты. А сейчас прошел по внутреннему, тихому, зеленому дворику этой библиотеки.
Плана Флоренции, напомню, у меня не было. Но на одной из площадей я приметил план-схему, на которой были изображены основные достопримечательности. Я выделил для себя некоторые из них и пошел бродить по городу в их поисках.
Самое яркое впечатление — церковь Данте. Здесь Данте встретил Беатриче и здесь же она была погребена вместе со своим мужем. Могилы Беатриче и ее мужа располагаются прямо под церковью. Это небольшая постройка, относящаяся, кажется, к тринадцатому веку. Сюда гиды любят приводить группы туристов. Когда я только вошел, то здесь была группа моих соотечественников. Гид-итальянка рассказывала историю Данте и Беатриче. В церкви много скамеек. Я сел на одну из них и заслушался музыкой. Кажется, так можно сидеть целую вечность. Эта церковь дает чувство покоя и красоты. Такое чувство, которого, думаю, не получишь ни в каком другом месте Флоренции.
Недалеко от церкви — Museo Casa di Dante. В этом музее собраны вещи, которые могут быть интересны почитателям Данте. Конечно, это не вещи, которые принадлежали поэту. Это главным образом предметы той эпохи. Мое внимание как нумизмата привлек стенд с флорентийскими монетами времени Данте. При входе в музей, в лавке, можно приобрести и современные копии таких монет. В последнем зале — можно смотреть фильм «Божественная комедия». Я не стал этого делать и вышел на теплую и солнечную улицу. На флорентийской улице куда веселее и интереснее, чем в музее Данте!
Удивительно, как Данте до сих пор любим в Италии. Существует общество друзей Данте, в разных городах проводятся конференции, чтения и т.п. Даже в России часто издаются солидные «Дантовские сборники». Наверное, Данте по своей значимости и известности подобен Пушкину в России.
В прошлом году известный поэт Равиль Бухараев издал в России замечательную книгу «Поэзия Золотой Орды». Впервые на русском языке появились произведения некоторых поэтов четырнадцатого века. Среди произведений этого сборника — поэма «Череп-Царь». Некоторые моменты наводят на мысль, что ее автор мог читать «Божественную комедию» Данте, или по меньшей мере у них мог быть один первоисточник. Кто знает?