Рыцарство как культурное явление в массовом сознании всегда было особенностью европейской культуры — наравне с готическим и барочным стилем архитектуры или особым отношением к мужеству, имеющему патриархальный нрав. Все эти темы составляют общий образ европейских «средних веков» — времён, местами ужасающих закрытостью и восхищающих архаикой и романтическими образами.
Большинство людей не подозревают о наличии схожих групп и институций вне европейского контекста. Исключением являются самураи, ставшие «японскими рыцарями» несмотря на то, что данное явление имеет ярко выраженную региональную специфику и имеет ряд отличий от европейского аналога. Мы же расскажем о другом примере проявления мужского, «братского» начала в мировой истории, которым являются суфийские юношеские объединения — «футувваты».
Рыцарская конница в битве при Гастингсе. Лицензия CC.
Суфизм считается важным элементом исламской традиции, как наука об искренности в практике шариата – исламского закона — и о тонкостях душевной работы человека. Отличительной особенностью суфизма среди других религиозных дисциплин (изучение Корана, основы вероубеждения и т.д.) считается прямой контакт с учителем и получение знания по принципу «из уст в уста».
Принято считать, что суфизм образовался на территории Багдада (совр. Ирак) и часто связан с людьми аскетического образа жизни. Даже само название группы, по мнению большинства, отсылает к арабскому слову шерсть (ар. ас-суф), ибо многие представители суфизма носили именно эту неудобную для повседневности одежду. Для детального разбора темы необходимо углубиться в основы и кратко описать те социальные тенденции, которые были актуальны в период исламских «средних веков» на территории Анатолии (современной Турции).
Суфийские братства, в которых происходило формирование методологии аскетизма, представляют собой «кружки», возглавляемые учителем (ар. муршид). В специальных обителях муршид предоставляет духовное наставничество своим ученикам (ар. мюридам). В своё время они были костяком распространения ислама в регионах Азии и имели особый авторитет среди местной элиты. К шейхам суфийского братства (ар. тарикат, от слова «тарика» — путь) относились с почтением, советовались с ними о своих трудностях — как духовных, так и бытовых.
Футтуват с арабского языка дословно переводится как «путь Фаты». Само слово фата обозначает «благородного юношу». Данное определение встречается в различных исламских источниках, в том числе и в первую очередь — в Коране. В суфийской доктрине фата – это путь, которому следовали коранические пророки и суфийские мудрецы, праведники. Эта доктрина соединяет в себе несколько аспектов этики и духовную составляющую, которой славятся представители науки суфизма. В разных регионах исламского мира было своё понимание «рыцарской» этики, адаптированное к местным институтам. Так, например, в средневековом Иране были представлены свои «юношеские кружки», именуемые джаванмарданами (перс. Юношество).
Общины футувватов концентрировались на территории Малой Азии (Анатолия, современная Турция) и были главным образом связаны с экономической деятельностью. Суфии образовывали коммуны-фратрии и под руководством шейха участвовали в полезной экономической деятельности, в различных благотворительных проектах. Главным городом, где роль фата была не просто экономической, но и социальной, являлась Конья — политический центр сельджукской империи, туркоманской династии, правившей на территории Ближнего Востока и Малой Азии.
Мечеть Мевлана в Конье, Турция. Источник: ru.freepik.com
В период политической раздробленности представители султанской фамилии часто враждовали друг с другом, а местные «юноши» вступали в конфликт на одной из сторон. Об одном из таких случаев поведал знаменитый персидский летописец Ибн Биби. Данная история не просто повествует о высокой роли юношеских братств, но и является самым ранним свидетельством существования групп футувватов в Анатолии. Её действие разворачивается в 1119 году во время междоусобиц представителей правящей династии: Рукн ад-Дин Сулайманшахом и Гияс ад-Дин Кайхосровом. Местные братства присягнули второму. Жестокое соперничество между братьями завершилось подписанием мирного договора, фиксировавшего право на престол Рукн Ад-Дина и право на независимую внутреннюю политику Гияс Ад-Дина. Интересен факт: представители футуввата (наряду с амирами и чиновниками) обсуждали статьи данного договора и выступали свидетелями его подписания.
Рассказ Ибн Биби важен, поскольку он показывает, что уже в конце XII века футувваты стали одной из основных составляющих городского общества в Конье, достигнув такого влиятельного статуса, что могли выступать посредниками в спорах между представителями власти и элиты. Текст чётко обозначает автономность данной группы в своих действиях и опору на неё со стороны тогдашней номенклатуры — сельджукского султана и его двора.
До правления халифа (теократический титул правителя в исламском мире) Ан-Насера, футувваты имели характер свободных, независимых общин. Часто это были торговые гильдии, объединённые одним общим делом. После того, как Халиф Насер сам стал членом братства, начал формироваться «придворный футувват». В то же время были утверждены ритуалы и обряды посвящения. Фата облачался в специальные церемониальные одежды братства и выпивал из специального «рыцарского кубка».
В истории футувватов необходимо выделить главную фигуру периода «крестовых походов» — султана Египта Салахуддина аль-Аюби (1138 – 1193). При нём футувваты были сплоченной военной силой, противостоящей крестоносцам. Они выделялись на фоне остальных горожан своей одеждой, используя специальный войлочный колпак и обувь.
«Победоносный Саладин». Гравюра Гюстава Доре, XIX век.
Говоря о Анатолии, стоит также упомянуть и Османский халифат, в котором присутствовали свои институты футуввата. Они носили название ахиликов (от ар. «ахи» – «брат»). Ахилики представляли собой определенные гильдии, участники которых как отстаивали экономические и торговые интересы султана, так и ходили в военные походы. Представители гильдий регулярно занимались духовными практиками и старательно соблюдали все религиозные предписания. Опыт ахиликов стал примером интересного синтеза между профессиональными экономическими гильдиями и воинством.
В массовой культуре футувваты обоснованно стали ассоциироваться с рыцарскими объединениями (существует, например, сериал про Салахуддина аль-Аюби), однако помимо сходств, у них имеются и различия с европейским прототипом. Несмотря на явно рифмующиеся этические принципы — кшатрийский воинский дух, активную апелляцию к социальной справедливости, внешний аскетизм и подчинение воле «сюзерена», существует также и сущностное расхождение в экономической роли. Так, суфийские футувваты были не только боевыми подразделениями, но и экономическими гильдиями, и их социально-общественная роль не сводилась к военному делу, а также и плотно входила в хозяйственные вопросы того или иного общества, к которому они принадлежали. Это достаточно симптоматично, так как свидетельствует о различии в отношении к военному сословию на Западе и на Востоке. Первый закрепляет за воином вполне чёткую роль, связанную с его непосредственным делом. Второй же рассматривает воина как полноценного гражданина, включённого в социальные и экономические отношения.