Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Авангардная каллиграфия в искусстве Ирака

Шакир Хасан Аль-Саид и его новации

Ирак считается колыбелью человеческой цивилизации. В Месопотамии найдены первые артефакты; появляются бытовые практики — колесо, ирригация; культурные явления — древнейшие памятники литературы, особенности социальных моделей и др. История искусства Ирака также поистине разнообразна, ведь в ней, как в зеркале, отражается всё развитие цивилизации. На этих землях образовались культуры разных народов, начиная от античной (эллинской, месопотамской), заканчивая исламской (арабской, персидской, тюркской).


Ландшафт Верхней Месопотамии. Река Тигр в районе Мосула, Ирак

Современное искусство Ирака рождено этапом арабского культурного доминирования и постколониализмом (Ирак долго находился под британским мандатом). Период британского подданства не мог не отразиться на культурной жизни региона. Постколониальная интеллигенция Ирака активно обсуждала и осмысляла вопрос самостоятельности, национальной субъектности, «самости». В таком окружении и родился герой повествования — человек, который смог впитать всё наследие тогдашнего Ирака и создать свой уникальный стиль. Звали его Шакир Хасан Аль Саид, и он стал «эпохой» в культурной жизни региона.

Шакир Хасан был одним из самых влиятельных и плодовитых иракских художников, олицетворявшим удивительный синтез современного искусства, исламского мировоззрения и классической арабской культуры. Философия его искусства коренилась как в суфизме (исламская наука об очищении души), так и в современной ему западной мысли: структурализме, деконструктивизме, феноменологии.

Будущий автор и мыслитель родился в сельской местности Самав (Ирак). Большую часть своей зрелости он жил и работал в Багдаде, но на его творчество также существенно повлияла и деревенская среда, в которой художник видел отражение подлинного себя.

В 1948 году Шакир Хасан изучал социальные науки в Высшем педагогическом институте Багдада, а в 1954 году учился в институте изящных искусств в том же городе. Продолжал своё обучение Шакир в Высшей национальной школе изящных искусств Парижа (до 1959 года), где познакомился с современным европейским искусством и шумерским наследием, представленным в Лувре.

Работы Шакира являются примером синтеза арабского модернизма и постмодернизма. Его теории наметили уникальную современную арабо-исламскую эстетику и тем самым положили начало возможной альтернативе для оценки местного и регионального искусства на основе самобытных категорий, отличных от тех, которые допускаются «тотальным» западным каноном истории искусства.

Вместе с другим арабским художником Джавадом Салимом Аль Саид основал «багдадскую группу» современного искусства в 1951 году и написал её первый манифест. Работы аль Саида 1950-1960-х годов выражали идеалы, которые продвигала группа в поисках отличительного местного стиля, являющегося синтезом местных и международных тенденций.

 
 
 
 
 

«Мы хотели разъяснить иракским художникам в целом и нам самим, как художественной группе, в частности, что istilham al-turath (поиск вдохновения в традиции) является основной отправной точкой, чтобы сформировать современный стиль культурного видения».

 
 
 
 
 


HASSAN AL SAID 5. Modern Art Iraq Archive.

Под влиянием суфизма творчество Аль Саида трансформировалось в поиск духовного начала в искусстве через абстракцию. Его поиски, однако, были посвящены не столько содержанию и форме конкретного произведения, сколько внутреннему смыслу самого искусства. Искусство для Аль Саида было не «творчеством», а «созерцанием».

Художник выделял два типа созерцания: негативное и позитивное. Первое он рассматривал лишь как свидетельство «истины», найденной во Вселенной. Созерцание становится позитивным, когда выражает эти самые «истины» через искусство (то есть из пассивного становится активным). Для Аль Саида, таким образом, искусство было одной из форм религиозного поклонения.

 
 
 
 
 

«Таким образом, я буду описывать мир через осознание своего бытия, поднимая его на уровень феноменологического созерцания. Созерцательное искусство — это духовное искусство, в котором внешнее (ар. аль-захир) сливается с внутренним (ар. Аль-батын). Абстракция — это только начало».

 
 
 
 
 

Аль Саид постепенно отказывался от образных выражений и взял арабское письмо в качестве точки соприкосновения для своих композиций и принципов искусства. В период между 1958 и 1965 годами буква стала для Аль Саида переходом от фигуративности (акцент на реальных объектах) к абстракции.

 
 
 
 
 

«Буквы или слова как посредники вплетались в композицию или представали как часть анатомии человека».

 
 
 
 
 

Увлечение линиями, проявившееся ещё в его ранних работах, является уникальным экспериментом в созерцании и описании времени и пространства. Понимание Аль Саидом времени через его «распад в пространство» является примечательным примером пути его художественного развития. Он, в целом, оказал большое влияние на понимание времени в современном иракском искусстве.

Если суммировать, фабула его биографии в искусстве такова: ранние работы обнаруживают влияние европейских авангардных художественных течений, в частности — экспрессионизма и кубизма. Далее его творчество проникается арабо-исламским наследием и современной арабской популярной культурой. Активно преобразуется искусство Аль Саида с 1960-х годов после того, как он начал уделять особое внимание суфизму. С этого времени он начал использовать арабские буквы в качестве основного визуального элемента своих произведений.

Традиционная каллиграфия была обременена строгими правилами, которые, помимо прочего, ограничивали искусство религиозным контекстом. Аль Саид и его последователи освободили каллиграфию от этих рамок и использовали её в современных абстрактных произведениях.

Дени Абдулкаримов


Другие тексты наших авторов:

  • Лоскутная империя
    Изучение Австро-Венгрии для историка – довольно увлекательный процесс...

  • О моём любимом мультфильме «Падал прошлогодний снег»
    За своё избалованное детство я посмотрела очень много мультфильмов. Просто жить без них не могла...

  • Знание — сила
    Милая песенка «Не повторяется такое никогда…» маститых авторов С. Туликова и М. Пляцковского стала популярной не только у привычной для них аудитории, но и у молодёжи, когда её исполнил вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы»...

335


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95