Мир в шоке. Невиданное развитие технологий обернулось резким снижением физической активности населения и как следствие — взрывным ростом количества его болячек. На борьбу с ними развитые страны уже тратят более $300 млрд, и дальше, если ничего не предпринять, будет только хуже.
Магистральным путем борьбы с этой напастью признан массовый спорт. Двинуться им решила и Россия. Причем с акцентом на повышение физических нагрузок детей: например, через проект «Активная школа» с ежедневной двигательной активностью учащихся в объеме 60 минут. Но вот беда. Общий фон, на котором вот-вот развернется борьба с гиподинамией в средних учебных заведениях, заставляет опасаться, что наше вечное желание сделать «как лучше» и здесь упрется в «получилось как всегда». А получиться может очень нехорошо.
По некоторым данным, лишь в 2016/2017 учебном году на уроках физкультуры или непосредственно после них в России погибли более 200 детей. Минздрав, правда, называет цифру почти в 10 раз меньшую, объясняя это неверной интерпретацией оценки, данной этим трагическим явлениям нашей жизни одним из известных российских кардиологов. Но факт есть факт. Разгром школьной медицины с изъятием из средних учебных заведений ранее постоянно там «прописанных» медработников, с одной стороны, наверное, и правда сэкономил государству какие-то средства. Однако, с другой, это вывело даже простенькие уроки школьной физры в зону риска. Риска, которому сейчас и без того трижды в неделю подвергаются детские жизни и который с резким усилением спортивной составляющей школьной жизни усилится еще больше.
Чего только не обсуждалось в Госдуме при рассмотрении вопроса об усилении физической активности школьников. И необходимость законодательно закрепить минимальный объем движений ребенка. И скорый переход на систему «Активная школа». И полномасштабное возрождение системы ГТО. И повышение зарплат тренеров. Между тем острейшая задача полномасштабного восстановления школьной медицины по-прежнему остается где-то на периферии сознания власть предержащих.
Единственное, чем смог похвастаться в этом плане думский комитет по охране здоровья, — недавно стартовавший пилотный проект пяти (!) регионов по постоянному присутствию в школах медсестры или бакалавра меднаук. Для остальных же 80 субъектов Федерации предполагается другое решение. Как оказалось, в Думе подготовлены и вскоре выйдут на обсуждение два законопроекта, один из которых возлагает оказание первой медицинской помощи школьнику на... педагогов-предметников («В системе образования все они этому обучены», — не сомневается глава думского комитета по здравоохранению Дмитрий Морозов), а другой устанавливает ответственность родителей за жизнь и здоровье их детей. В том числе — на школьных занятиях физкультурой в случае непредоставления сведений о здоровье ребенка при поступлении в данное образовательное учреждение.
Всерьез рассчитывать на то, что такие меры увеличат заинтересованность в занятиях физкультурой и спортом как семей учащихся, так и школ, просто смешно. И слава богу! Перспектива, что школьники ринутся толпой к дополнительным спортивным нагрузкам, а срочную медпомощь, если что пойдет не так, им окажут трудовички с историчками, гораздо страшнее. Да и учителям, на которых у нас и без того возложили ответственность за все на свете, если затея лопнет, глядишь, останется больше времени на выполнение своей основной задачи: для трудовички, если кто забыл, учить готовить и шить, для исторички — преподавать историю.
Есть и другой аспект проблемы. Чтобы школьники после уроков дополнительно занимались спортом, они должны учиться не в две-три смены, как сейчас, а в одну. Официально это должно произойти лишь в 2025 году. Однако при нынешнем финансировании строительства новых школ вдвое-втрое ниже запланированного эта перспектива улыбнется разве что детям нынешних школяров.
Автор: Марина Лемуткина