Раскаленное железо, кипящая вода и масло, утопление… думаете, это инструменты пыток или казни? А вот и нет: это – судебные доказательства древних (и не очень) правовых систем.
Речь идет о правовом институте, применявшемся, как ни странно, едва ли не повсеместно: ордалия, или «Божий суд».
Гюстав Доре. Питер Бартоломью сходит в огонь
Если говорить простым языком, ордалия – это способ доказывания своей правоты в суде через привлечение сакрального, то есть божественного. Очень часто для такого доказывания прибегали к методам весьма экстремальным, в связи с чем ордалии у нас ассоциируются с чем-то суровым и варварским. Но обо всем по порядку.
Как известно, суд существовал в человеческих обществах еще в незапамятные времена. Вину было необходимо доказать – голословных заявлений или авторитета было мало, чтобы подвергнуть человека наказанию. Можно сказать, что идея суда столь же древняя, сколько само человечество.
Столь же древней является и вера в то, что мы бы назвали «сверхъестественным»: в наличие в мире сонма духов, божеств, и невидимого простому непосвященному сакрального порядка, по которому существует окружающий мир. По-простому – богов. Это считалось абсолютной нормой, как для нас – закон физики.
Так столь ли удивительно то, что люди прибегали к духовному, решая дела исключительно материальные?
Итак, ордалия – это обращение к божественному для доказательства своей правоты. А поскольку богам не характерно являться со свидетельскими показаниями, прибегали к своеобразному «испытанию»: считалось, что если человек проходит испытание, то здесь налицо божественное вмешательство – защита правого.
Вообще, сложно переоценить ту роль, какую «правда» играла в древних религиях. Тут и египетская Маат, жрецы которой были вместе с тем и судьями, и ведическая Рита, хранителями которой выступали Митра и Варуна, и так далее. Словом, «правда» - это не просто вопрос достоверности, это поистине божественная категория, это закон, по которому существует мир.
И где, как не в суде, ристалище «правды», проявлять себя богам?
По сути, логику ордалии можно свести к следующему тезису:
«Если результат испытания противоречит естественным законам, значит, вмешалась воля Божия»
Например, если связанный человек, брошенный в воду, не утонул (хотя должен был!), значит, он невиновен. Забавно только то, что иногда на процессах инквизиции это, наоборот, было доказательством вины: мол, ведьма использовала черную магию, чтобы не пойти на дно, а значит, она виновна. Тут уже вопрос трактовки.
В бой здесь шли любые средства, однако общий паттерн наблюдается: это, прежде всего, испытание водой, каленым (или расплавленным) железом, кипящим маслом, огнем и углями, и так далее. Короче, всем, что производит впечатление, опасно для жизни и здоровья. Например, обвиняемому предлагалось подержать в руке раскаленный докрасна кусок железа, и если ожоги быстро заживали, значит, он невиновен.
Широко известна практика судебного поединка, присутствовавшая, в том числе, и на Руси до позднего Средневековья.
Сводилась она, как ни странно, к тому, что стороны тяжбы просто сражались друг с другом. Казалось бы, при чем тут божественное вмешательство? Однако законодатели полагали, будто победитель здесь определяется не по силе, а про «правдивости» каждой из сторон. Сила, как говорится, в правде. Высказывается даже предположение, что уже светская традиция дуэлей (в том числе и рыцарских поединков) выросла именно из таких вот ордалий – что, в целом, звучит логично.
Однако, по своему смыслу, ордалиям не обязательно быть настолько суровыми: в конце концов, божественное вмешательство можно проверить и менее экстремальными способами. Так, например, известна средневековая ордалия, где испытуемый подвергался испытанием хлебом и сыром. Ордалия эта разнилась, но, в общем-то, сводилась к тому, что обвиняемый просто ел хлеб и сыр – иногда при не самых удобных обстоятельствах. Если же он давился, его признавали виновным.
Не стоит забывать, что суть ордалий не в том, чтобы напугать обвиняемого (и зрителей), а в том, чтобы обратиться к высшей, божественной справедливости. Поэтому зачастую все ограничивалось клятвой: так, например, в Индии брахманы, представители высшей касты, клялись в своей невиновности своим сыном. Хотя далеко не все признают клятву ордалией, по своему смыслу это вполне себе «божественное» доказательство. Заметьте, что даже сейчас, в светском обществе, клятва нами ощущается тяжким бременем: даже у лживого человека не всегда повернется язык клясться в неправде.
Разумеется, люди были не настолько глупы, чтобы ожидать, что опущенная в чан с кипящим маслом рука будет невредима, или что сына, которым поклялись, в тот же миг поразит молния. Давался определенный срок: если за это время (скажем, две недели) с сыном все было в порядке, или рука чудесным образом заживала, значит, человек был невиновен.
Вместе с тем не стоит полагать, будто к ордалиям прибегали при любом удобном случае. Считать людей древности дураками – главная ошибка историка. Нет, в обычных процессах в ход шли доказательства вполне реальные: вещи, документы, свидетели. Ордалия выступала, скорее, исключением при крайней необходимости. Намного чаще они применялись, когда предмет спора был духовный – колдовство, супружеская верность, ритуальная чистота, и так далее.
Ордалии встречаются в древнейших юридических памятниках, дошедших до наших дней – например, древневавилонском своде «законов Хаммурапи» (а это 3500 лет назад!).
Вот характерный пример:
«Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя».
Такие испытания встречаются в праве древнего мира повсеместно. Однако, как ни удивительно, наибольшее распространение они получили намного позже, в Средневековье (примечательно, что в античности – в том числе и Риме – ордалии были сведены к минимуму).
***
Самые популярные в обывательских кругах ордалии связывают с церковью и инквизицией, но оригинального в них мало: это все те же испытания огнем, железом, водой, и так далее.
Однако, что интересно, в христианской среде появилась такая ордалия, как «испытание чудом».
И здесь она носила свой специфический характер: поцелуй иконы или креста, Библии. Спасти уже приговоренного к смерти человека могло и чудо буквальное, как оборванная веревка на виселице.
В Европе и России практика таких «божьих судов» сошла на нет только к 17 веку, когда вместе с рационализмом пришло и более глубокое, проработанное понимание права.
Что же касается современного мира, то нынешние правовые системы не знают ордалий. Даже в глубоко религиозных странах, где к правоотношениям нередко применяются нормы священных писаний, а не светского закона, к таким специфическим формам доказывания не прибегают.
Клянемся мы, однако, и по сей день.
Кирилл Форманов