Сборник лучших песен – полезная в хозяйстве, но предсказуемая и у многих мэтров устоявшаяся на многие годы вперёд. Когда сборник составляет сам артист, его мнение часто не совпадает с мнением поклонников, а когда сформировать компиляцию пытаются издатели, заинтересованные в том, чтобы ничего не упустить, любая неочевидная позиция вызывает споры. «Какой же это «бест», если там нет такой-то песни» или «какой же это «бест», если туда не пойми почему включили такую-то песню» - это вечные претензии слушателей, и в большинстве случаев угодить всем никак не получится. Редко бывает, чтобы у артиста было ровно 12 неоспоримо великих песен, а остальные так себе. Взять, например, группу «Браво»: в сборник «грейтест хитс» с некоторых альбомов можно брать по восемь треков, с других по 2-3, а новые песни, даже самые качественные, с двумя «золотыми веками» коллектива никогда не сравнятся. Поэтому выбрать 15 лучших песен так, чтобы все согласились, просто нереально.
Другое дело – сборник не главных хитов, но концептуально подобранных по стилю или смыслу композиций. Подборку песен Юрия Шевчука про осень или группы «Мультфильмы» про чай, или Юрия Наумова про маму послушать было бы как минимум забавно. Группа «Браво», никогда не зацикливавшаяся на чистом рок-н-ролле, собрала 18 своих песен, наиболее близких к этому жанру. Получился весьма энергичный, очень танцевальный сборник, в котором не нашлось места лирическим медлякам, зато нашлось – не самым расхитованным рок-н-роллам. По словам лидера группы Евгения Хавтана, в сборник вошло «лучшее из Браворокнролла за 30 с лишним лет»; трек-лист составлен очень мудро и без перекосов в «агузаровский» или «сюткинский» периоды. Нет, все главные «бравовские» рок-н-роллы и твисты здесь присутствуют, но не в хронологическом порядке и вперемешку с менее очевидными номерами. Натанцевавшись под «Стильный оранжевый галстук» и «Московский бит», слушатель получает не самую известную песню «Зачем родился ты?», а между «Чёрным котом» и «Кошками» вклинилась «2х2 = 4», которую многие не переслушивали с момента первого знакомства с альбомом «На перекрёстках весны». Кроме того, сборник включает три номера с пластинки «Мода», и одну – с альбома «Навсегда»: если бы диск составляли поклонники, они бы эти песни, может, и не вспомнили, зато теперь появилась возможность сравнить нынешнее звучание «Браво» с прежним, когда техническое несовершенство компенсировалось отчаянным задором. Из редкостей стоит обратить внимание на песню «Наташа», записанную в короткий период, когда в состав «Браво» входил пианист Денис Мажуков; похоже, это единственное «вещественное доказательство», оставшееся от его присутствия в группе. Кроме того, «Добрый вечер, Москва» представлен с вокалом покойного Евгения Осина. Тут сложно избавиться от мысли, что, не уйди он из «Браво» петь про девочку в автомате, судьба певца могла бы сложиться счастливее. Финальный трек «Попурри» (танцевальные миксы песен группы) доказывает, что Евгений Хавтан не стоит на месте и даже назубок знакомые песни может представить в свежем и неожиданном виде.
Алексей Мажаев