Столичные власти утвердили отраслевую схему размещения гаражных объектов в Москве до 2025 года. Пока удалось найти площадки под строительство капитальных паркингов на 500 тыс. машино-мест и создание уличных парковок для размещения еще 500 тыс. автомобилей, хотя ранее в горадминистрации утверждали, что дефицит составляет не менее 2 млн мест. Больше всего парковок — на 184,2 тыс. машино-мест — предстоит построить в Восточном округе. Меньше всего — 58,4 тыс. — в центре города. Проектировщики поясняют, что при составлении схемы исходили из наличия свободных площадок и текущей обеспеченности машино-местами. Во всех округах приоритет получили объекты для длительного хранения автомобилей: их необходимо создать почти в два раза больше, чем временных паркингов. Ежегодно планируется вводить в эксплуатацию не менее 150 тыс. машино-мест в плоскостном и капитальном выражении. До 2015 года плановое задание по округам составляет: в САО — 43,7 тыс. мест, в СВАО — 78,9 тыс., в ВАО — 72,9 тыс., в ЮВАО — 18,9 тыс., в ЮАО — 52,8 тыс., в ЮЗАО — 42 тыс., в ЗАО — 42,8 тыс., в СЗАО — 22,3 тыс., в ЦАО — 35,9 тыс., в Зеленограде — 4, 4 тыс. Всего — 415 тыс. мест. Вместе с тем глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин не исключает, что по ходу реализации программы реальное число машино-мест может уменьшиться из-за позиции жителей. «Все площадки, подобранные под размещение гаражей, должны выставляться на публичные слушания — и там могут не поддержать наши предложения», — поясняет он. В отличие от прежней администрации власти Москвы не ставят своей целью во что бы то ни стало заменить плоскостные автостоянки на многоуровневые паркинги. «Если сами автовладельцы против, мы не будем этого делать. В ходе объездов городских округов я уже отменил несколько подобных решений», — говорит Хуснуллин.
Город ждет «гаражных» инвестиций
Бюджетные средства в развитие парковочного пространства власти вкладывать не собираются (за исключением создания платных уличных парковок). Еще в прошлом году столичный стройкомплекс отказался от строительства подземных паркингов под муниципальными домами, посчитав подобные расходы неоправданными. Выкупить гаражи по их реальной стоимости бывшие очередники и переселенцы из пятиэтажек не в состоянии. А их сдача в аренду порождает массу проблем с обслуживанием и установлением арендной платы. Что касается «народных гаражей», то город достроит только те объекты, куда уже вложены средства дольщиков, хотя дело это весьма невыгодное. Например, в поселке Северный в двух гаражах продано всего 60 машино-мест из 800. На 82-м км МКАД — 40 из 240. Всего на достройку «народных» паркингов «Дирекции гаражного строительства» в 2012 году были переданы 8 млрд руб.
В дальнейшем такие объекты будут строиться только при наличии стабильного спроса. «Мы должны быть уверены, что граждане выкупят не менее 50% машино-мест», — говорит глава стройкомплекса. Такие гарантии могут дать гаражно-строительные кооперативы. Город готов рассматривать заявления от ГСК и выделять участки ГУП «Дирекция гаражного строительства» на строительство новых «народных» паркингов с последующим заключением договоров соинвестирования с кооперативами.
В свою очередь, уже построенные, но невостребованные гражданами гаражи будут предлагаться инвесторам для перепрофилирования. Для повышения рентабельности на части площадей разрешат открыть магазин, автосервис или офисы. Эта же схема будет работать и при реализации других гаражных проектов. «Под цели, не связанные с паркованием, инвесторы смогут задействовать порядка 20–30% общей площади гаража», — говорит глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев. Впрочем, даже «чистые» паркинги сегодня интересны для инвестирования, уверены в горадминистрации. Цена продаж стартует от 350 тыс. за машино-место и достигает 5–7 млн руб.
«Любой инвестор, желающий инвестировать в строительство паркингов, может обратиться в рабочую группу стройкомплекса, и вопрос будет решен незамедлительно», — утверждает глава стройкомплекса. Город разработал несколько вариантов предоставления земельных участков под гаражные объекты. Помимо классических земельных аукционов площадка может быть предоставлена по акту выбора, если инвестор планирует строить паркинг на своем земельном участке. В этом случае ему не придется платить городу за право реализовать проект. Такая же схема может быть использована при строительстве механизированных паркингов. «Этот тип стоянок особенно актуален для районов с плотной жилой застройкой, в частности в центральной части города», — отмечает представитель Департамента транспорта. По его словам, уже ведутся переговоры с несколькими компаниями, заинтересованными в создании механизированных парковок с себестоимостью машино-мест 5–13 тыс. евро. Также рассматривается возможность пристройки вертикальных парковочных комплексов к глухим торцам жилых и коммерческих зданий.
Впрочем, пока большинство инвесторов проявляют интерес к созданию плоскостных стоянок на улично-дорожной сети, в наиболее бойких местах. «Все хотят поставить шлагбаум и собирать деньги. Это минимум инвестиций и высокий доход», — говорит Константин Тимофеев. Осторожность инвесторов отчасти объясняется их недоверием к парковочной политике столичных властей. Планы чиновников часто меняются. Сегодня они заявляют о намерении ввести платную парковку в городе. Завтра — под влиянием политических или иных обстоятельств — могут отказаться от своих идей. И тогда строительство гаражей останется нерентабельным.
Механизированные и подземные паркинги — что дальше?
В горадминистрации уверяют, что перемен в парковочной политике не будет. «У нас общая идеология: не увеличить количество парковочных мест на наземных парковках в центре города, а уменьшить почти в 2 раза», — заявил на встрече с журналистами Сергей Собянин. К маю Департамент транспорта планирует ввести плату за парковку внутри всего Бульварного кольца. При этом за счет ликвидации нелегальных стоянок общее число парковочных мест в границах этой зоны сократится до 5 тыс. К 2015 году платной может стать вся улично-дорожная сеть внутри Центрального округа. Это будет дисциплинировать автомобилистов и стимулировать инвесторов. Даже если половина из тех, кто сегодня ездит в ЦАО на своем автомобиле, предпочтут воспользоваться общественным транспортом, оставшихся 50% все равно хватит, чтобы обеспечить загруженность коммерческих гаражей.
По словам Тимофеева, в центре механизированные парковки инвесторы смогут встраивать в существующие здания, в том числе в памятники в режиме приспособления. «Мы не хотим, чтобы городская недвижимость использовалась под офисы. Есть технологии, позволяющие без ущерба для конструктива и архитектурных особенностей разместить в таких объектах парковочные места», — поясняет он.
Для дислокации подземных паркингов, по словам главы Москомстройинвеста, разработана отдельная схема, но она пока не утверждена. Тем не менее в ближайшее время город выставит на торги несколько таких объектов. Это подземный гараж на проспекте Сахарова, а также стоянки под Лубянской площадью, Гоголевским и Новинским бульварами. Кроме того, инвесторов будут искать на паркинг под площадью Тверской Заставы. «Город выделяет средства только на строительство самой развязки, а гараж должен строиться за счет внебюджетных источников», — сообщил на международной выставке недвижимости в Каннах Хуснуллин. Всего у Белорусского вокзала планируется создать 1800 машино-мест. Эксперты отмечают, что подземные паркинги — это дорогое удовольствие. При строительстве двух-трех уровней их себестоимость сопоставима со стоимостью возведения офисов — около $1500 за кв. м. С каждым подземным уровнем затраты возрастают на 10–15%. Сложные подземные коммуникации и близость линии метро могут поднять себестоимость до $2500–3000 за кв. м. Столичные власти предполагают, что затраты на паркинг составят 4,25 млрд руб.
«Отраслевая схема размещения объектов гаражного строительства будет интересна и полезна для инвесторов, — уверен Тимофеев. — Она покажет предложенные под размещение паркингов адреса, границы земельных участков и параметры предполагаемых объектов». В 2013 году на торгах планируется реализовать не менее 59 площадок под строительство паркингов. Тимофеев уверяет, что чиновники не забыли о своем обещании создать в Москве не 1 млн, а 2 млн парковочных мест к 2025 году. Чтобы решить эту задачу, отраслевая схема в ближайшее время будет актуализирована. В ней появится еще порядка 2700 земельных участков, подходящих для размещения гаражей.
материал: Елена Егорова