Конечно, когда составляешь план и всё делаешь для его выполнения — дела идут лучше.
С утра смотрю на запланированный с вечера перечень дел — и понимаю: нас с Максимом Андреевичем Меньшиковым ожидает цейтнот.
Мы давно поставили себе задачу: довести количество звонков нашим ученикам до ста в день. Когда я сам этим занимаюсь, то количество звонков увеличивается. Но для этого мне приходится каждому сотруднику напоминать: сформируйте базу, выберите людей, которым надо позвонить, и садитесь за телефон!
А вот если меня нет в офисе, да ещё я забуду (или не успею) позвонить, чтобы напомнить о выполнении моего распоряжения, число звонков резко сокращается.
Надо или не надо звонить нашим ученикам?
На мой взгляд, надо. Мы таким образом не просто проявляем внимание — мы способствуем тому, чтобы человек, начав обучение, дошёл до сотого задания, то есть научился.
Я провёл небольшое социологическое исследование и выяснил: 50 процентов наших учеников невероятно рады, когда мы им звоним. Десять — принимают это как должное. Пятнадцать — удивлены и восхищены нашим отношением к ним. Пять процентов относятся спокойно и ровно. Десять процентов учеников наши звонки раздражают — эти люди просят им больше не звонить.
И, наконец, оставшиеся — опять же десять процентов — оказываются невероятно полезными для нас людьми. Они готовы поставить ссылку о «СОЛО на клавиатуре» на своём сайте, стать авторами нашего форума, приобрести у нас раздельную клавиатуру, подсказать адреса потенциальных корпоративных солистов…
Вот теперь и взвесим: звонить или не звонить? Сколько «за» и сколько «против»? Конечно, звонить!
Только говорить по телефону необходимо заинтересованно, а не исполнять роль автоответчика. Следует выбирать из списка тех, кому надо позвонить, более внимательно. После каждого разговора надо записывать в графе «Примечания» всё подробно: с кем и как говорили — и о чём договорились. О самых перспективных солистах сообщать Максиму Андреевичу Меньшикову, Павлу Вячеславовичу Померанцеву и мне, чтобы мы с ними поговорили по телефону лично.
Конечно, нужна система обзвонов — по дням, по датам, а также следует определить, через какое количество времени (день, два, месяц) делать повторный звонок. И, повторяю: во что бы то ни стало добиться, чтобы в день было 100 обзвонов. Это не так много, как кажется. Двадцать звонков из офиса на каждого сотрудника. Тут всё зависит от Романа Владимировича Колотеева, Максима Андреевича Меньшикова и Павла Вячеславовича Померанцева.
Лучше всего у нас общается с учениками по телефону Александр Владимирович Ачкалов. Он это делает без напоминаний, быстро и эффективно.
Вот на эту тему я сегодня и говорил с Меньшиковым М. А., Колотеевым Р. В. и другими сотрудниками.
Почему-то из «МедиаХауза» до сих пор не могут приехать и забрать вкладыши. Безобразие! Мы торопились, подписывали — а они лежат мёртвым грузом. Придётся самому звонить и напоминать.
Время от времени я сам проверяю все счета — как полученные на оплату, так и выставленные нашей фирме. Выяснил, что до сих пор фирма «Территория игр» не перевела нам деньги за оказанные услуги. Минут сорок я говорил с руководством «Территории игр», и вроде они клятвенно заверили, что уже сегодня или в крайнем случае завтра всё оплатят. Знаю: если завтра не проверю и оплата не поступит, дело затянется ещё на две-три недели, а если буду звонить, то, возможно, деньги мы получим.
Система неплатежей — это норма для нашей страны. Ужас! Знаю фирмы, которые на грани краха из-за того, что их партнёры годами не перечисляют деньги. Получить причитающуюся сумму бывает жуткой проблемой…
Говорили с Павлом Вячеславовичем Померанцевым о фирме «Олди». Они отказались от продажи наших дисков. Жаль. По телефону я попытался выяснить причины, но услышал, как всегда, общие слова: суммы небольшие, возни много, нам это не интересно. А я уверен: если бы в «Олди» договорились с продавцами, чтобы они каждому, кто покупает компьютер или клавиатуру, рассказывали о нашей программе, то число продаж «СОЛО на клавиатуре» выросло бы в десятки раз. Но я не смог убедить в этом менеджера «Олди». Он сам набирает двумя пальчиками и не считает навык слепого десятипальцевого метода набора полезным и нужным.
Как поступить? Искать встреч с первым лицом «Олди», попытаться его обаять, уговорить, чтобы он приказал включить «СОЛО на клавиатуре» в ассортимент? Такой путь возможен. Но у меня уйдёт недели три на то, чтобы дозвониться, договориться о встрече, встретиться… Но даже если менеджеру прикажут, он сделает всё возможное, чтобы наши диски не продавались, — то есть ничего не сделает, чтобы они продавались. А потом подойдёт к тому же начальнику и скажет: «Вот видите, заказали мы „СОЛО на клавиатуре“, и лежат диски у нас, никому не нужные, и покрываются пылью…».
Лучше, конечно, работать с теми, кто тебя понимает. Того же мнения придерживается и Павел Вячеславович Померанцев, который много сделал для продвижения «СОЛО на клавиатуре» в розничной сети.
Чем я ещё занимался сегодня?
Беседовал с Александром Феликсовичем Гавриловым, главным редактором «Книжного обозрения».
Заезжал в нашу налоговую инспекцию и поговорил с её начальником.
Подробно обсудил план на неделю с Максимом Андреевичем Меньшиковым.
В 14:00 вместе с ним мы поехали к руководству всех АЗС ЛУКОЙЛа в Москве и Московской области. Минут тридцать беседовали с менеджером, обсуждая возможность продажи наших дисков в магазинах при этих АЗС.
Два часа — с 17:00 до 19:00 — продавали диски в метро на проспекте Мира. Эти два часа мне надолго запомнятся! Ни одной минуты свободной — всё время подходили наши ученики, расспрашивали о программе, покупали диски и книги: «Мне интересны все люди», «Учимся говорить публично», сборники анекдотов, «КомпьютЕрики шутят» и «Почти серьёзно…»
Несколько человек спрашивали, почему мы не продаём здесь же раздельные клавиатуры. Я объяснял, что это слишком громоздко, да и неудобно, ибо клавиатуры надо показывать в действии, чтобы убедить человека в их эффективности. В метро для этого нет условий. Но я радовался, что о клавиатурах спрашивали. Ведь на раздельной клавиатуре и учиться, и работать в два раза легче, чем на обычной.
Ко мне подошла симпатичная женщина лет 50 и спросила, почему у нас нет оплаты за «СОЛО на клавиатуре» по sms? «Как нет? — удивился я. — Мы давно уже это сделали». Судя по всему, женщина редко заходит на наш сайт.
Да, при оплате «СОЛО на клавиатуре» путём отсылки sms-сообщения мы, увы, теряем 50 процентов прибыли. Но зато даём возможность каждому желающему стать лицензионным солистом за две-три минуты, не выходя из дому.
В течение дня, посматривая на часы, каждый раз удивлённо замечал, как много времени уходит на то или иное дело.
Вернувшись из метро, смотрел сайт лучшей, на мой взгляд, компании по продаже недвижимости «МИЭЛЬ». Руководитель «МИЭЛЬ» Григорий Львович Куликов просил меня подумать о том, как можно этот сайт улучшить. Думал, что на просмотр уйдёт минут десять. Не рассчитал: полчаса бродил по сайту фирмы «МИЭЛЬ».
Из «ДисКарта» привезли новые диски. Вроде бы ерундовое дело — достать диски из машины, поднять наверх, разложить в офисе по полкам… Да и я тут как бы ни при чём. Но на подписание документов, звонки в «ДисКарт» — подтверждал получение дисков, рассматривание их потратил минут пятнадцать.
Смотрю на план: что не сделано? А там — солидный список.
«В банк подготовить документы». Подготовил.
«Новые сотрудники — разработать план их поиска». Разработал. В очередной раз всё подробно расписал. Но хватит ли сил на реализацию?
Понимаю, что лучше всего временно забросить всё остальное и переключиться на поиск сотрудников. Найти их — обаятельных, искренних, талантливых, грамотных, обязательно прошедших «СОЛО», — и тогда мы начнём лучше работать.
Новых сотрудников нужно искать так же (я говорю о степени личной заинтересованности и придирчивости), как кинорежиссёр ищет исполнителей на главные роли. От правильного выбора зависит успех фильма. И у нас от правильного выбора зависит успех фирмы. Треть времени при производстве кинокартины уходит на подбор артистов…
А у меня и Максима Андреевича Меньшикова постоянно появляются неотложные дела, и система поиска сотрудников ломается. Плохо это, ужасно.
«Рамблер. Составить план и звонить». План не составил, а позвонить смог. Но не дозвонился до нужных сотрудников. Я уверен, что Рамблер может стать ещё лучше. У них сейчас значительно больше возможностей, чем у того же Яндекса. Они просто неправильно их используют.
«Вагриус. Получить анекдоты». Такая строчка в плане. Пришлось поехать в «Вагриус» (18 минут на дорогу туда, 18 — обратно, плюс четыре минуты в издательстве) — и по десять экземпляров первого и второго выпуска анекдотов у меня в руках.
«Звонить Максиму Евгеньевичу Трухину». Он руководит сайтами знакомств. Теперь мы партнёры. Хорошо бы поговорить о расширении нашего сотрудничества. Дозвонился — и за одну минуту решил все проблемы. С Максимом Евгеньевичем легко общаться. Я не сомневаюсь, что в ближайшие годы он сделает серьёзную карьеру.
Чем я ещё занимался сегодня?
Проверял, как наши сотрудники отвечают на письма.
Беседовал с Сергеем Михайловичем Крючковым об улучшении работы нашей очной школы.
Напомнил М. А. Меньшикову, что нужно отдать в ремонт старый принтер и купить наушники для нового компьютера.
Говорил о новых баннерах для чемпионата, который мы собираемся в ближайшее время запустить.
Ответил на 50 писем по электронной почте — уже из дома.
И долго размышлял о том, как продвинуть наш диск «МультиСОЛО», созданный специально для иностранцев.
Так и прошёл день. А ведь многое, к сожалению, не сделал. Но о том, что не сделал, писать не хочу.
Доволен ли своей работой? Доволен. Устал, но есть результат. Улучшаются наши показатели. Хотя к концу года мы скорее всего не выйдем на запланированный уровень. Но ведь я планировал, завышая планку, — ибо считаю, что всегда надо планку завышать.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Иногда я смотрю на фирму как бы со стороны. Вот я, например, если бы был молодым человеком, захотел бы работать на такой фирме, как наша? Мне думается, что захотел бы. И это для меня самое главное в работе.
«Мечты — это планы в уме, а планы — мечты на бумаге». Владислав Гжещик