Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым.
Чарлз Чаплин
Что такое быть взрослым? Как часто это волнует «юношей, обдумывающих житьё». Взрослость их и страшит, и притягивает. Вот бы поскорее вырасти…
Тему подняли на нашем форуме: кого и когда можно считать взрослым. Сделал это наш замечательный Дмитрий Андреевич. Называется тема, как научно-популярная статья: «Взрослый человек — кто он?»
В законах любой страны сказано, в каком возрасте человек достигает совершеннолетия.
Люди-то разные. Некоторые, как заметил Борис Гребенщиков, «старятся раньше, чем успевают начать взрослеть». В то же время встречаются порой такие, в которых «взрослость» проглядывает ещё в школе.Как
по-Вашему , уважаемые форумчане, какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было причислить к рангу взрослых, зрелых людей? Считаете ли Вы себя подлинно взрослым человеком? Если да — то почему? Если нет — скажите, чего Вам недостаёт?
Первым ответил Вадим (жаль, пока мы не знаем его отчества), который считает:
Я думаю, человек становится взрослым, когда сам начинает принимать важные решения нести ответственность за них. У детей нет ответственности. Это,
по-моему , главное отличие.
Михайло Владимирович развивает ту же мысль:
Когда человек взрослеет, то часто не замечает своей взрослости, да и стереотипы давят.
Но мне кажется, что критерием взрослости является адекватная оценка себя и своих поступков, и соответственно платы за свои действия.
Что ж, формулировка известная. Взрослый должен отвечать за свои поступки. Иначе он не до конца взрослый. Это называется инфантильностью.
С другой стороны, Мария Максимовна считает:
А как же хочется, чтобы «взрослые» хоть иногда были как дети!
Да. И такие взрослые есть. Многие из них — выдающиеся и даже великие. Я вынес в эпиграф этой заметки слова Чарлза Чаплина. Думаю, никто не поспорит с тем, что легендарный актёр и режиссёр, главный «киноклоун» планеты сохранил в себе «детскость» до конца жизни. (Согласны ли с тем, что клоун — всегда немножко ребёнок? И как не вспомнить расхожее мнение: «Актёры — они же как дети».)
«Будьте как дети, но не будьте детьми» — выражение, приписываемое основателю буддизма. Под «детскостью», конечно, имеется в виду непосредственное, «незамутнённое» восприятие мира, свобода от стереотипов. И как это необходимо любому человеку, особенно связанному с наукой, с творчеством — с преображением и познанием мира.
«Все знают, что это невозможно, но появляется чудак, который этого не знает, и делает открытие». Каких чудаков имел в виду Альберт Эйнштейн? Именно людей с «детским», свежим, пытливым восприятием мира, из которых и выходят настоящие учёные.
А вот что считает Сергей Михайлович:
Тема действительно интересная.
Только надо выяснить, что подразумевалось в вопросе: когда человек сам начинает считать себя взрослым или когда его другие начинают таковым считать? Других людей оценивать проще, особенно когда их редко видишь. А вот относительно себя сложнее. Мне кажется, что если все нормально, то человек будет всегда расти. Вначале он ощущает себя взрослым, когда оканчивает школу, потом когда учится в институте, работает, женится, заводит детей. Каждый из этих этапов делает человека более ответственным, более взрослым.
А если смотреть на качества, благодаря которым можно считать человека взрослым, то я бы, скорее всего, выделил возможность самого себя содержать и отвечать за свои слова и поступки. Да и образование не помешало бы. Наверное, так.
Итак, снова всё сводится к ответственности. В первую очередь — ответственности за себя. Ведь человек, не способный отвечать за себя, тем более не сможет сделать этого и в отношении других.
О том же пишет человек с забавным ником Маугли Сергеевич:
Человек становится взрослым в тот момент, когда он сам начинает считать себя взрослым и совершать взрослые (обдуманные) поступки.
И сразу вслед за этим он набирает такую забавную реплику:
А нужно ли оно… Становиться взрослым???
Нехочууууууууууууууууууууууууууууууууууу…
Любопытно, что, насколько можно понять, сам Маугли Сергеевич человек вполне взрослый. Преподаватель. И при этом: не хочу становиться взрослым?
Значит, Маугли Сергеевич желает не потерять свежесть мыслей и чувств. Не закостенеть в развитии. Не так ли? И псевдоним ведь взял себе романтический. Маугли — в первую очередь ребёнок. «Человеческий детёныш». Когда он подрос, то просто покинул джунгли, которые можно трактовать не более (но и не менее) чем как метафору мира детства.
Кстати, о Маугли — как нарицательном имени — тоже пойдёт речь, но чуть позже.
Юлия Алексеевна размышляет:
В нашем обществе взрослым считается человек с определённым жизненным опытом, с багажом социальных знаний.
А если брать духовную составляющую, то здесь очень часто дети намного взрослее родителей — душевный и духовный опыт и багаж разный. Вы же не станете отрицать, что есть ОТ РОЖДЕНИЯ мудрые люди?
Конечно, надо ещё уметь различить, кто
по-настоящему мудр, а кто просто цену себе набивает!
Александр Абрамович возразил:
Тут даже отрицать нечего. Не было ещё ни одного такого человека — и не будет. Взрослые часто умиляются неожиданным проявлениям повышенного умственного или душевного развития ребёнка. Только из этого не следует, что такой ребёнок в состоянии взять на себя ответственность за свои поступки и за окружающих, которая лежит на каждом средне-нормальном взрослом.
Вот когда он до этого дорастает — тогда и становится взрослым. К сожалению, многие так всю жизнь и проживают детишками-одуванчиками, без забот и ответственности. Для таких, наверное, и иной малыш — положительный пример.
Да, безусловно никто не рождается на этот свет с интеллектом и запасом знаний мудреца. Но в то же время новорожденный — не tabula rasa, «чистая доска» (была одно время в педагогике и психологии и такая концепция). Люди неравны с рождения — они появляются на свет с разным физическим и умственным потенциалом. Это генетика. Но чтобы потенциал развился, необходима определённая среда и воспитание, из которых складывается опыт — необходимая база для интеллекта. «Из ничего не выйдет ничего».
Анастасия Юрьевна пишет как раз о жизненном опыте:
Взрослый человек знает последствия своих поступков, то есть что будет в результате того или иного его действия. Делает осознанный выбор и готов отвечать за это.
Потом к этому прикладывается и жизненный опыт. Простой пример: когда мы были подростками — не понимали, почему родители волнуются за нас, просят звонить, если задерживаешься. А понимаем это только тогда, когда становимся родителями сами. То есть приобретаем соответствующий опыт.
Но, конечно, есть люди, которые не умеют приложить свой опыт к ситуациям.
Тина Госс уточняет:
Быть мудрым — это значит уметь оперировать запасом знаний, быть способным анализировать действия и события, делать выводы, уметь прогнозировать будущие результаты или действия.
Ребёнок не имеет возможности быть таковым до определённого возраста, т. е. до наступления взрослости.
Взрослость, т. е. способность и возможность взять на себя ответственность за свою жизнь и свои поступки, наступает у всех в разное время.
А может и не наступить, не так ли? Инфантилизм — явление распространённое. Кто виноват? Видимо, огрехи в воспитании. Известно, что человека можно воспитывать до пяти лет — а потом разве что перевоспитывать. Но сколько ошибок совершают родители, бабушки, дедушки, да и воспитатели с учителями. Как известно, у нас в политике, футболе и педагогике разбираются все. Это не так. И цена педагогической ошибки — несложившаяся жизнь того или иного человека.
Александр Абрамович снова аргументировано оспаривает выражение «от рождения мудрый». Вот и до Маугли дело дошло.
Если человек «ОТ РОЖДЕНИЯ мудрый», то ему дальше у взрослых пониманию жизни учиться не надо. Умению испытывать человеческие эмоции — учиться не надо. Умению чувствовать чужую боль — учиться не надо. Умению брать на себя ответственность за то, что вокруг происходит, — учиться не надо.
В истории человечества есть довольно много примеров детей, которых по тем или иным причинам воспитывали животные в дикой природе. Так вот, ни один из этих «маугли»
почему-то «ОТ РОЖДЕНИЯ мудрым» не оказался. В лучшем случае после долгой кропотливой работы специалистов этих несчастных детей удаётся поднять до очень посредственного по человеческим меркам уровня.Так что весь опыт человечества говорит о том, что всему, что делает человека человеком, ребёнок должен учиться. Ни с чем из этого он не рождается.
Отдельные замечательно сформулированные детские фразы, над которыми так любят охать и ахать взрослые, — сами по себе ни о чём ни говорят. Сколько полной ерунды набормотал ребёнок, прежде чем высказал «Бабушка, я тебя так люблю! У тебя солнышко внутри» или «Душа — это жизнь человека, а сон — его мечты»? Никто никогда не узнает, потому что у любящих данного ребёнка взрослых в памяти навсегда останутся только эти фразы. А вся ерунда — отсеется и забудется
И кстати, «ОТ РОЖДЕНИЯ мудрый» ребёнок должен всё это вещать немедленно после рождения — вместо традиционного крика. Голосовой аппарат для этого уже вполне налицо. Вот когда о таком вундеркинде напишут в научном журнале — тогда будет иметь смысл обсудить «мудрость ОТ РОЖДЕНИЯ».
И Дмитрий Георгиевич добавляет:
Выскажу общеизвестную банальность:
Взрослый человек — это человек, умеющий отвечать за свои поступки. А ни ума, ни мудрости от рождения не бывает. У человека могут быть впечатляюще развиты наблюдательность и мышление, позволяющие ему делать неочевидные для других выводы.
Я считаю, что «ум в вакууме», то есть в отрыве от знаний не существует. Скорее у человека сильно развито восприятие, позволяющее ему запечатлевать очень много мелких деталей, закономерностей и строить из них картину мира.
И снова Маугли Сергеевич с эмоциональным сообщением:
Взрослый делает, что хочет, потому, что над ним нет никого еще более взрослого, который мог бы ему
что-то запретить. Да и никто никому ничего не должен, это все предрассудки!!!
Высказывание скорее шутливое, как мне показалось. Но мысль серьёзная. Действительно ли нас сдерживают в своём поведении лишь запреты?
Можно сформулировать так. Взрослый отличается от ребёнка тем, что для него запретов меньше, а следовательно, он более свободен. И в то же время один из критериев взрослости (чуть ли не главный) — это умение брать на себя ответственность.
Взрослость — это свобода, ограниченная ответственностью.
А можно поиграть в слова и
Вот такие вышли афоризмы.
Вообще, интересных высказываний на тему «взрослости» и «детскости» в человеке много.
Вот «весомое, грубое и зримое» изречение известного писателя Исаака Бабеля:
«Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением».
Вот это и значит: «будьте как дети». Вот это и ценно.
Мрачное, но неглупое высказывание «короля ужастиков» Стивена Кинга:
«Быть ребёнком — значит учиться жить, взрослым — учиться умирать».
«У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим», — сказал Жан де Лабрюйер.
Всё это можно расценить как защита и превозношение «детскости» в человеке, не так ли?
«Детскость» и «взрослость»!
Легко понять, что в гармонично развитой личности эти два компонента должны сочетаться, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга.
(В своё время эти слова — «гармонично развитая личность» — высказанное впервые Н.К. Крупской, абсолютно «затёрли», они стали ассоциироваться с советским агитпропом. А ведь каждый из нас в идеале видит себя именно гармонично развитой личностью, какой же ещё.)
Будьте как дети, но не будьте детьми…