Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Будьте как дети, но…

Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым.

Чарлз Чаплин

Роман Иванов

Что такое быть взрослым? Как часто это волнует «юношей, обдумывающих житьё». Взрослость их и страшит, и притягивает. Вот бы поскорее вырасти…

Тему подняли на нашем форуме: кого и когда можно считать взрослым. Сделал это наш замечательный Дмитрий Андреевич. Называется тема, как научно-популярная статья: «Взрослый человек — кто он?»

В законах любой страны сказано, в каком возрасте человек достигает совершеннолетия. Люди-то разные. Некоторые, как заметил Борис Гребенщиков, «старятся раньше, чем успевают начать взрослеть». В то же время встречаются порой такие, в которых «взрослость» проглядывает ещё в школе.

Как по-Вашему, уважаемые форумчане, какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было причислить к рангу взрослых, зрелых людей? Считаете ли Вы себя подлинно взрослым человеком? Если да — то почему? Если нет — скажите, чего Вам недостаёт?

Первым ответил Вадим (жаль, пока мы не знаем его отчества), который считает:

Я думаю, человек становится взрослым, когда сам начинает принимать важные решения нести ответственность за них. У детей нет ответственности. Это, по-моему, главное отличие.

Михайло Владимирович развивает ту же мысль:

Когда человек взрослеет, то часто не замечает своей взрослости, да и стереотипы давят.

Но мне кажется, что критерием взрослости является адекватная оценка себя и своих поступков, и соответственно платы за свои действия.

Что ж, формулировка известная. Взрослый должен отвечать за свои поступки. Иначе он не до конца взрослый. Это называется инфантильностью.

С другой стороны, Мария Максимовна считает:

А как же хочется, чтобы «взрослые» хоть иногда были как дети!

Да. И такие взрослые есть. Многие из них — выдающиеся и даже великие. Я вынес в эпиграф этой заметки слова Чарлза Чаплина. Думаю, никто не поспорит с тем, что легендарный актёр и режиссёр, главный «киноклоун» планеты сохранил в себе «детскость» до конца жизни. (Согласны ли с тем, что клоун — всегда немножко ребёнок? И как не вспомнить расхожее мнение: «Актёры — они же как дети».)

«Будьте как дети, но не будьте детьми» — выражение, приписываемое основателю буддизма. Под «детскостью», конечно, имеется в виду непосредственное, «незамутнённое» восприятие мира, свобода от стереотипов. И как это необходимо любому человеку, особенно связанному с наукой, с творчеством — с преображением и познанием мира.

«Все знают, что это невозможно, но появляется чудак, который этого не знает, и делает открытие». Каких чудаков имел в виду Альберт Эйнштейн? Именно людей с «детским», свежим, пытливым восприятием мира, из которых и выходят настоящие учёные.

А вот что считает Сергей Михайлович:

Тема действительно интересная.

Только надо выяснить, что подразумевалось в вопросе: когда человек сам начинает считать себя взрослым или когда его другие начинают таковым считать? Других людей оценивать проще, особенно когда их редко видишь. А вот относительно себя сложнее. Мне кажется, что если все нормально, то человек будет всегда расти. Вначале он ощущает себя взрослым, когда оканчивает школу, потом когда учится в институте, работает, женится, заводит детей. Каждый из этих этапов делает человека более ответственным, более взрослым.

А если смотреть на качества, благодаря которым можно считать человека взрослым, то я бы, скорее всего, выделил возможность самого себя содержать и отвечать за свои слова и поступки. Да и образование не помешало бы. Наверное, так.

Итак, снова всё сводится к ответственности. В первую очередь — ответственности за себя. Ведь человек, не способный отвечать за себя, тем более не сможет сделать этого и в отношении других.

О том же пишет человек с забавным ником Маугли Сергеевич:

Человек становится взрослым в тот момент, когда он сам начинает считать себя взрослым и совершать взрослые (обдуманные) поступки.

И сразу вслед за этим он набирает такую забавную реплику:

А нужно ли оно… Становиться взрослым???

Нехочууууууууууууууууууууууууууууууууууу…

Любопытно, что, насколько можно понять, сам Маугли Сергеевич человек вполне взрослый. Преподаватель. И при этом: не хочу становиться взрослым?

Значит, Маугли Сергеевич желает не потерять свежесть мыслей и чувств. Не закостенеть в развитии. Не так ли? И псевдоним ведь взял себе романтический. Маугли — в первую очередь ребёнок. «Человеческий детёныш». Когда он подрос, то просто покинул джунгли, которые можно трактовать не более (но и не менее) чем как метафору мира детства.

Кстати, о Маугли — как нарицательном имени — тоже пойдёт речь, но чуть позже.

Юлия Алексеевна размышляет:

В нашем обществе взрослым считается человек с определённым жизненным опытом, с багажом социальных знаний.

А если брать духовную составляющую, то здесь очень часто дети намного взрослее родителей — душевный и духовный опыт и багаж разный. Вы же не станете отрицать, что есть ОТ РОЖДЕНИЯ мудрые люди?

Конечно, надо ещё уметь различить, кто по-настоящему мудр, а кто просто цену себе набивает!

Александр Абрамович возразил:

Тут даже отрицать нечего. Не было ещё ни одного такого человека — и не будет. Взрослые часто умиляются неожиданным проявлениям повышенного умственного или душевного развития ребёнка. Только из этого не следует, что такой ребёнок в состоянии взять на себя ответственность за свои поступки и за окружающих, которая лежит на каждом средне-нормальном взрослом.

Вот когда он до этого дорастает — тогда и становится взрослым. К сожалению, многие так всю жизнь и проживают детишками-одуванчиками, без забот и ответственности. Для таких, наверное, и иной малыш — положительный пример.

Да, безусловно никто не рождается на этот свет с интеллектом и запасом знаний мудреца. Но в то же время новорожденный — не tabula rasa, «чистая доска» (была одно время в педагогике и психологии и такая концепция). Люди неравны с рождения — они появляются на свет с разным физическим и умственным потенциалом. Это генетика. Но чтобы потенциал развился, необходима определённая среда и воспитание, из которых складывается опыт — необходимая база для интеллекта. «Из ничего не выйдет ничего».

Анастасия Юрьевна пишет как раз о жизненном опыте:

Взрослый человек знает последствия своих поступков, то есть что будет в результате того или иного его действия. Делает осознанный выбор и готов отвечать за это.

Потом к этому прикладывается и жизненный опыт. Простой пример: когда мы были подростками — не понимали, почему родители волнуются за нас, просят звонить, если задерживаешься. А понимаем это только тогда, когда становимся родителями сами. То есть приобретаем соответствующий опыт.

Но, конечно, есть люди, которые не умеют приложить свой опыт к ситуациям.

Тина Госс уточняет:

Быть мудрым — это значит уметь оперировать запасом знаний, быть способным анализировать действия и события, делать выводы, уметь прогнозировать будущие результаты или действия.

Ребёнок не имеет возможности быть таковым до определённого возраста, т. е. до наступления взрослости.

Взрослость, т. е. способность и возможность взять на себя ответственность за свою жизнь и свои поступки, наступает у всех в разное время.

А может и не наступить, не так ли? Инфантилизм — явление распространённое. Кто виноват? Видимо, огрехи в воспитании. Известно, что человека можно воспитывать до пяти лет — а потом разве что перевоспитывать. Но сколько ошибок совершают родители, бабушки, дедушки, да и воспитатели с учителями. Как известно, у нас в политике, футболе и педагогике разбираются все. Это не так. И цена педагогической ошибки — несложившаяся жизнь того или иного человека.

Александр Абрамович снова аргументировано оспаривает выражение «от рождения мудрый». Вот и до Маугли дело дошло.

Если человек «ОТ РОЖДЕНИЯ мудрый», то ему дальше у взрослых пониманию жизни учиться не надо. Умению испытывать человеческие эмоции — учиться не надо. Умению чувствовать чужую боль — учиться не надо. Умению брать на себя ответственность за то, что вокруг происходит, — учиться не надо.

В истории человечества есть довольно много примеров детей, которых по тем или иным причинам воспитывали животные в дикой природе. Так вот, ни один из этих «маугли» почему-то «ОТ РОЖДЕНИЯ мудрым» не оказался. В лучшем случае после долгой кропотливой работы специалистов этих несчастных детей удаётся поднять до очень посредственного по человеческим меркам уровня.

Так что весь опыт человечества говорит о том, что всему, что делает человека человеком, ребёнок должен учиться. Ни с чем из этого он не рождается.

Отдельные замечательно сформулированные детские фразы, над которыми так любят охать и ахать взрослые, — сами по себе ни о чём ни говорят. Сколько полной ерунды набормотал ребёнок, прежде чем высказал «Бабушка, я тебя так люблю! У тебя солнышко внутри» или «Душа — это жизнь человека, а сон — его мечты»? Никто никогда не узнает, потому что у любящих данного ребёнка взрослых в памяти навсегда останутся только эти фразы. А вся ерунда — отсеется и забудется

И кстати, «ОТ РОЖДЕНИЯ мудрый» ребёнок должен всё это вещать немедленно после рождения — вместо традиционного крика. Голосовой аппарат для этого уже вполне налицо. Вот когда о таком вундеркинде напишут в научном журнале — тогда будет иметь смысл обсудить «мудрость ОТ РОЖДЕНИЯ».

И Дмитрий Георгиевич добавляет:

Выскажу общеизвестную банальность:

Взрослый человек — это человек, умеющий отвечать за свои поступки. А ни ума, ни мудрости от рождения не бывает. У человека могут быть впечатляюще развиты наблюдательность и мышление, позволяющие ему делать неочевидные для других выводы.

Я считаю, что «ум в вакууме», то есть в отрыве от знаний не существует. Скорее у человека сильно развито восприятие, позволяющее ему запечатлевать очень много мелких деталей, закономерностей и строить из них картину мира.

И снова Маугли Сергеевич с эмоциональным сообщением:

Взрослый делает, что хочет, потому, что над ним нет никого еще более взрослого, который мог бы ему что-то запретить. Да и никто никому ничего не должен, это все предрассудки!!!

Высказывание скорее шутливое, как мне показалось. Но мысль серьёзная. Действительно ли нас сдерживают в своём поведении лишь запреты?

Можно сформулировать так. Взрослый отличается от ребёнка тем, что для него запретов меньше, а следовательно, он более свободен. И в то же время один из критериев взрослости (чуть ли не главный) — это умение брать на себя ответственность.

Взрослость — это свобода, ограниченная ответственностью.

А можно поиграть в слова и по-другому: взрослость — это ответственность, стесняющая свободу…

Вот такие вышли афоризмы.

Вообще, интересных высказываний на тему «взрослости» и «детскости» в человеке много.

Вот «весомое, грубое и зримое» изречение известного писателя Исаака Бабеля:

«Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением».

Вот это и значит: «будьте как дети». Вот это и ценно.

Мрачное, но неглупое высказывание «короля ужастиков» Стивена Кинга:

«Быть ребёнком — значит учиться жить, взрослым — учиться умирать».

«У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим», — сказал Жан де Лабрюйер.

Всё это можно расценить как защита и превозношение «детскости» в человеке, не так ли?

«Детскость» и «взрослость»!

Легко понять, что в гармонично развитой личности эти два компонента должны сочетаться, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга.

(В своё время эти слова — «гармонично развитая личность» — высказанное впервые Н.К. Крупской, абсолютно «затёрли», они стали ассоциироваться с советским агитпропом. А ведь каждый из нас в идеале видит себя именно гармонично развитой личностью, какой же ещё.)

Будьте как дети, но не будьте детьми…

Ваш Роман Олегович Иванов

1035


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95