Она украшала собой лучшие фильмы Анджея Вайды, Андрея Кончаловского, Клода Лелюша. «Звезда и гордость польского кино», «наша королева» — восклицала публика на ее родине. «Подлинный идеал женщины», «царица славянского искусства», «воплощение изысканной красоты» — соревновались между собой журналисты всего мира, изобретая единственно достойный ее титул. На прошлой неделе знаменитая польская актриса Беата Тышкевич посетила Иваново и осветила своим присутствием первый международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского, с которым дружила много лет.
«Я не всегда в жизни говорила правду»
— Пани Беата, расскажите, пожалуйста, про «кражу века». Как вам удалось похитить Андрея Тарковского в Варшаве на глазах у официальной делегации советских кинематографистов?
— Это было в начале восьмидесятых. Тарковский в составе советской делегации прилетел в Варшаву. В то время у него уже были большие трудности с работой в Союзе, и многие его друзья, для которых он до сих пор остается грандиозным интеллектуальным авторитетом в кино, тогда искали способ сделать так, чтобы он получил работу за границей. Если не в капиталистической Европе, то в социалистической. Мы с Кшиштофом Занусси, причем каждый самостоятельно, пытались
Тогда я приехала в аэропорт, дождалась, пока советская делегация выйдет из самолета, приветливо улыбнулась Ермашу, хотя прекрасно знала, кого я тут на самом деле встречаю… Из аэропорта они должны были ехать в гостиницу, потом по плану была пресс-конференция и вечером — прием в посольстве. «Что ж, — сказала я, — пусть Андрей садится в мою машину, и я его с комфортом доставлю прямо в отель». Соврала. Ну, бывает. Каюсь, я не всегда в жизни говорила правду.
— Никто из многоопытных советских аппаратчиков не заподозрил неладное?
— Нет. Разумеется, мы с Андреем поехали не в отель, а ко мне домой, за 40 километров от Варшавы. Стояла зима, дом был холодный, мы развели огонь в камине, я накрыла на стол, пожарила яичницу. Мы сидели, разговаривали, и в
— За эти четыре часа вашего отсутствия официальная делегация, наверное, сбилась с ног в поисках пропажи?
— Конечно, они его искали. А как найти? Мобильных телефонов тогда еще не придумали. Пропал — и все. Паника. Но вечером я все же привезла Андрея в гостиницу, и они успокоились. Назавтра все должны были уезжать в Познань. Что ж, утром я села в машину и отправилась туда. И мы опять ужинали с Тарковским…
— И опять вашей яичницей?
— Нет, в ресторане. И разговаривали о разном. Как видите, ничего невозможного нет. Если человек задумал
На всякий случай надо бы запастись парой туфель пошикарнее
— Однажды вы сказали, что не видите себя в политике, хотя и считаете, что женщинам по силам занимать самые крупные государственные посты. Политическая карьера вас
— Меня — нет. Но что касается женщин в большой политике, то сейчас, как мне кажется, наступает женское политическое время. Женщина руководит Финляндией, другая женщина занимает один из важнейших постов в США, третья баллотируется на пост американского президента, а четвертая недавно претендовала на такой же пост во Франции. Женщины более обстоятельны и хозяйственны, чем мужчины. Они учитывают гораздо больше разнообразных вещей, принимая окончательное решение по серьезному вопросу. В политике это важно.
— А такому маленькому государству, как ивановский кинофестиваль «Зеркало», полезно, что его президентом стала женщина — актриса Инна Чурикова?
— Конечно же, для новорожденного фестиваля это очень хорошо. Чурикова — известная актриса, и ее слава поможет фестивалю завоевать авторитет.
— Вы сами не только известная актриса, но и удивительная красавица. Что вы думаете по поводу стремления женщин удержать свою уходящую молодость и ускользающую красоту всеми способами, включая хирургические?
— Наверное, их можно уважать за трудолюбие. Они ведь жуткие работяги — неустанно работают над своим лицом и телом. Не знают отдыха. Но я их трудового энтузиазма не разделяю и понять этих женщин не могу. Лицо отражает характер, несет неповторимый отпечаток судьбы. Да, Нэнси Рейган необычайно моложава, а Кэтрин Хэпберн перед смертью выглядела как выглядела, но я, знаете ли, на стороне Хэпберн. И люблю ее, потому что она прожила жизнь с достоинством и под конец дней не превратила себя в барби безо всякого выражения лица.
Вернее, с общим для тысяч других барби выражением. Я знаю
— Это как?
—
— Зато было, наверное, страшно больно?
— Да, больно. Но красота требует жертв, как говорят французы.
— Не только они. Можно ли считать экспресс-подтяжку вашим советом нашим читательницам?
— Безусловно. Это совет практичной польской женщины. Очень дешевый способ — всю жизнь можно пользоваться одной прищепкой… Как видите, у меня своеобразное чувство юмора. Оно меня часто выручает.
— Известен такой случай. Ваша коллега Марина Влади, заметив на пресс-конференции, что бестактный фотокорреспондент нацелился снимать ее снизу, стащила, недолго думая, с ноги туфлю и запустила ею в объектив. Вы поступили бы так же или призвали бы на помощь чувство юмора?
— Не знаю. Но на всякий случай надо бы запастись парой туфель пошикарнее.
«Если ты что-то подарил, не пытайся взять обратно. Даже если очень хочется»
— В недалеком будущем на русском должна выйти книга ваших мемуаров «Не все на продажу». Говорят, что именно вы в свое время подарили бывшему мужу Анджею Вайде отличное название для фильма — «Все на продажу». Это так?
— Да. Вайда тогда снимал фильм «Женский день», но к тому моменту, как съемки закончились, стало ясно, что никакого «Женского дня» в титрах быть не может. Потому что 8 марта 1968 года в Варшаве прошла забастовка, ее жестоко разогнала милиция, были жертвы. В общем, этот день стал символом народного недовольства. А я в то время уже делала дневниковые записи, которые спустя годы сложились в книгу мемуаров, и там среди прочего у меня была эта фраза: «все на продажу». Я сказала Анджею: «Вот тебе от меня гениальное название.
Дарю, забирай«. Ну а если подарила, то уже все, пути назад нет. Тому, кто дает, а потом забирает, гореть в огне. Нельзя брать обратно. Даже если очень хочется. Поэтому я свою книгу назвала «Не все на продажу».
— Вы вели дневник с прицелом на будущую книгу или только для себя?
— Для себя, конечно. Это не был дневник — скорее разрозненные заметки. Во время съемок, в гостиницах, перелетах, на случайных клочках бумаги. Такой способ организовать собственную жизнь, приучить себя к дисциплине мышления. Без этой умственной дисциплины сложно остаться самой собой. И вот
Возможно, получится нескладно, даже коряво. Зато это будет мое, личное. Короче, я призналась редактору, что у меня есть
Это книга о том, как я жила, взрослела, менялась и как менялись люди рядом со мной. Книга без всяких претензий, поверьте. В Иванове я познакомилась с Мариной Тарковской, сестрой Андрея, и узнала, что для ее книги воспоминаний «Осколки зеркала» до сих пор так и не нашлось польского издателя. Ну уж если в Швеции ее издали — я не я, если не сделаю этого для Марины Арсеньевны в Польше. Даст бог, приеду на будущий год в Иваново — и привезу ее «Осколки зеркала» на польском и «Не все на продажу» на русском.
Дмитрий Савельев