В Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. президент Владимир Путин поручил составить и утвердить комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Срок выполнения поручения – до 1 июня 2014 г. При Минобрнауки была создана комиссия по разработке документа, и на днях в ведомстве обсудили проект программы.
Профстандарт конфликтует с законодательством
В состав комиссии вошли четыре подкомиссии: «Профессиональный стандарт», «Педагогическое образование», «Эффективный контракт», «Повышение престижа профессии учителя».
Представители каждой подкомиссии подготовили свои дорожные карты на ближайший период с целью их согласования и утверждения в рамках единого документа.
Открывая дискуссию, директор Центра образования № 109 г. Москвы, заслуженный учитель России Евгений Ямбург подчеркнул, что главными факторами, определяющими всю работу комиссии, являются стандарты дошкольного, общего, профессионального образования и профстандарт педагога.
Что касается последнего, то основным направлением деятельности в этом году станет его пилотная апробация, а также создание Центра оценки уровня соответствия компетенций педагога требованиям профессионального стандарта и сертификации педагогов.
При этом Е.Ямбург подчеркнул, что для него как для директора школы «совершенно неочевидно, что выпускник педвуза завтра сможет войти в класс». «Поэтому в перспективе мы должны выйти на независимый квалификационный экзамен, который определяет профессиональную компетенцию будущего педагога». По мнению Ямбурга, для этого необходимо разработать инструментарий по оценке квалификации учителя.
Как отметил заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко, «система сертификации в сфере образования не применяется, поскольку для этого нет правовой основы».
Евгений Ямбург с этим согласен. По его словам, «весь профессиональный стандарт педагога является огромной конфликтной зоной с действующим законодательством, особенно в части трудовых функций учителя». Это не позволяет сегодня в полной мере вводить новшество.
Например, пока писался профстандарт, вышло постановление правительства о номенклатуре педагогических должностей, которая никак не совпадает со стандартом и не учитывает особенности инклюзивного образования.
После апробации профстандарта предстоит анализ полученных результатов с профсоюзами и внесение изменений в законодательство.
По мнению Ямбурга, необходим переход к адресной персональной подготовке педагогов для работы с разными категориями детей.
«На это потребуется не один год, и мы можем не успеть к 2015 году – сроку внедрения профстандарта», – заметил он.
По прогнозам Михаила Авдеенко, ввести профстандарт удастся не раньше 2017 года.
Концепция педобразования станет частью программы
Успех реализации профстандарта напрямую зависит от качества подготовки будущих учителей. В концепции поддержки развития педобразования предлагаются разные пути вхождения в профессию учителя: прикладной бакалавриат, прикладная магистратура, увеличение часов на практическую подготовку будущих учителей.
В феврале состоялись обсуждения концепции в профильном комитете Госдумы и на заседании президиума РАО, в ходе которых было высказано много предложений и замечаний.
Однако на сегодняшний день, как отметил заместитель министра образования и науки Александр Климов, концепция как самостоятельный документ уже не существует, поскольку свою функцию она выполнила, получив одобрение вузовского сообщества, и теперь станет частью комплексной программы.
При этом он заверил, что все предложения, высказанные во время обсуждений, будут учтены.
Эффективный контракт станет коллективным?
Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в соответствии с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
В плане мероприятий профильной подкомиссии предусмотрена корректировка региональных «дорожных карт» в части уточнения сроков и содержания мероприятий по переходу на эффективный контракт; выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм учительского труда; мониторинг введения эффективного контракта, в том числе его влияния на качество образовательных услуг.
По свидетельству заместителя директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Анны Хамардюк, основными проблемами в этой сфере остаются структура заработной платы учителя и показатели эффективности его труда.
Собравшиеся говорили о том, что недостаточно оценивать деятельность учителя по результатам ЕГЭ и олимпиад.
Вице-президент РАО Геннадий Бордовский обратил внимание собравшихся на то, что «в концепции поддержки развития педагогического образования уделяется большое внимание практической подготовке студентов педвузов, в то время как для эффективного контракта трудовой стаж не играет никакой роли». По убеждению ученого, «отработав в школе успешно в течение определенного времени, педагог заслужил общественное и финансовое признание».
Как считает Анна Хамардюк, пожилые и опытные учителя могут консультировать молодых педагогов.
Несколько иной позиции придерживается директор московского центра образования № 293 Александр Глозман, по словам которого некоторые пожилые учителя сегодня испытывают трудности в связи с введением новых ФГОС, поэтому для них необходимо разработать специальную программу повышения квалификации.
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов считает перспективной такую форму, как коллективный эффективный контракт, когда учителя получают стимулирующие надбавки за достижения группы (например, выполнение общего проекта).
Где учителю жить хорошо?
В «дорожной карте» профильной подкомиссии «Повышение престижа профессии учителя» меры поддержки социального статуса педагога предлагаются разнообразные: от программ профориентации и оказания господдержки СМИ, пропагандирующих профессию учителя, до создания социальной рекламы и организации профессиональных конкурсов для различных категорий педагогов.
Но основное внимание планируется уделить мониторингу лучших региональных практик повышения социального статуса и престижа педагогической профессии, созданию рейтинга субъектов РФ в этой сфере и в итоге – разработке на этой основе рекомендаций по повышению социального статуса и престижа учителя.
Однако, считает М.Авдеенко, непонятно, как будут учитываться в регионах эти рекомендации, если их не обеспечить финансовыми ресурсами?
Критически отозвался о плане действий и Геннадий Бордовский, по мнению которого «учитель сегодня помещен в нишу услуг вместе с таксистом, дворником, официантом, а зарплата дилера по продаже «мерседесов» всегда будет выше учительской».
Выход он видит в присвоении педагогам статуса госслужащих. Кстати, такую идею высказывали представители КПРФ и «Справедливой России» в процессе обсуждения закона «Об образовании в РФ», но, как видим, это не удалось осуществить...
Несмотря на ряд критических замечаний, высказанных в ходе обсуждения, проект комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников был одобрен, и Минобрнауки продолжает собирать предложения по совершенствованию этого документа.
Ольга Дашковская