Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Будущее за теми, кто постоянно учится»

Самообразование – не просто модное поветрие, а вызов времени. Успех приходит к тем, кто находится в постоянном поиске знаний. Как освоить искусство life-long learning и чем в этом могут помочь онлайн-курсы? Об этом мы поговорили с экспертом по рекрутингу Аленой Владимирской и директором по развитию бизнеса компании Coursera Никилом Синха.

Количество курсов, лекториев и образовательных программ растет с каждым годом. С другой стороны, растет и неопределенность: неясно, какие знания и навыки будут востребованы завтра. Страшно потерять работу, на которой держится вся жизнь. Но при этом хочется реализовать себя в чем-то важном, воплотить мечту.

Алена Владимирская помогает тысячам людей найти свое призвание с помощью проекта «Антирабство», а Никил Синха отвечает за развитие самой массовой платформы онлайн-образования Coursera. Мы пригласили их на круглый стол, чтобы разобраться в том, как работает современное «образование для взрослых».

Вы утверждаете, что умение учиться и переучиваться важно для всех. Почему?

Никил Синха: Прежде всего, сейчас люди меняют работу чаще, чем когда-либо. Мы, люди более старшего поколения, привыкли оставаться там, где нас все устраивает. Но поколение, которому сейчас 20-30 лет, будет менять работу в среднем 13 раз за жизнь!

Почему так часто?

Н.С.: Есть три причины. Первая – быстрые изменения в экономике. Переход от рецессии к восстановлению происходит быстрее, чем когда-либо. Вторая – это, конечно, глобализация. Люди могут находить работу по всему миру, они не привязаны к конкретному месту. И третья – технологии. Они тоже быстро эволюционируют, и это требует быстро приобретать новые навыки. При этом сами технологии позволяют делать то, что раньше было за пределами наших возможностей.

Но это значит, что и мы должны уметь перестраиваться.

Алена Владимирская: В нашей стране люди, особенно старшее поколение, мыслят так: сначала мы учимся, а потом работаем. И даже если мы учимся во время работы, то это уже обязанность работодателя – отправлять нас на какие-то курсы, потому что он в нас заинтересован. Ситуация меняется, и все чаще людям говорят: «Ты не соответствуешь, мы возьмем более молодого».

У молодых более гибкий ум, они лучше ориентируются в современных реалиях?

А.В.: Дело не в молодости, а в навыках, которых у этих людей нет. Люди очень обижаются, говорят: «Ну как же? Вы меня этому не научили». А компания говорит: «А мы не должны тебя учить, мы должны забирать лучших профессионалов, чтобы быстрее рос бизнес».

В банковском секторе уже сейчас около 17% потеряли работу, и дойдет до 30%. Это огромная цифра. Люди видят, что на другом рынке они тоже не востребованы, потому что у них очень узкие профессиональные навыки.

«Будущее за теми, кто постоянно учится»

Н.С.: Вы правильно сказали: раньше мы сначала учились, а потом работали. Теперь мы учимся постоянно. Мы вошли в эпоху, которую мы называем «образование на протяжении всей жизни». Люди сейчас, даже после того, как они закончили университет, продолжают учиться.

И у нас есть студенты самых разных возрастов, некоторым 50, 60 лет. Что касается меня, я прошел первый курс на Coursera, когда мне было 54 года.

Нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент придется переучиваться?

Н.С.: Да, умение учиться сейчас становится ключевым. Я бы порекомендовал абсолютно всем, а особенно молодым людям, онлайн-курс Барбары Оакли «Учись учится».

Он рассказывает о том, какие навыки необходимы для того, чтобы получать максимум от образовательного процесса, какие умственные процессы задействованы.

Насколько люди в принципе понимают, зачем это нужно? Зачем им выкраивать время, проходить курсы, получать сертификаты? Что это даст?

А.В.: Расскажу о случае. Буквально на днях я читала лекцию для менеджеров крупнейшего банка в России. Я рассказывала про навыки будущего, про то, что нужно делать, чтобы не потерять работу.

Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой». Сейчас этого нет

Когда я закончила, встала женщина около 50 лет, из них 20 работает в этом банке. Она сказала, что это была самая вредная лекция в ее жизни, потому что я не сказала ничего конкретного. Люди любят, когда им говорят четко: «Иди такое образование получи, такую-то специальность освой». Сейчас этого нет.

Люди говорят: «Нам 50 лет, мы этого не понимаем». Они требуют, чтобы была гарантия. Чтобы было прописано: если я получу эти три сертификата, моя зарплата увеличится на 50%, а вероятность увольнения снизиться до нуля.

Когда я объясняю, что в нынешнем обществе это невозможно, люди очень обижаются и говорят, что я, видимо, не рассказываю самого интересного. А им нужно конкретно: «Скажи, что я должен сейчас делать».

Н.С.: Очень важный вопрос. У нас есть два решения на платформе Coursera. Например, если вы хотите стать разработчиком программного обеспечения или заняться анализом данных, то здесь есть именно перечень тех курсов, которые Вам нужно пройти для того, чтобы вступить на этот карьерный путь.

Но мы также выясняем, каких знаний абитуриентам не хватает, проводим опросы и потом даем им точные рекомендации, какие навыки еще нужно освоить.

А.В.: Россия сейчас переживает непростое время. У нас очень серьезный кризис, который, конечно, сказался на увольнениях. Люди теряют и будут терять работу. Поэтому я не могу не спросить: на каких курсах сейчас надо учиться, чтобы не потерять работу? Какие навыки будут востребованы через 3, 5, 7 лет, чтобы люди не теряли работу и больше зарабатывали?

«Будущее за теми, кто постоянно учится»

Н.С.: Подождите, я достану свой хрустальный шар и вам все точно скажу... Если серьезно, то это навыки, которые я бы назвал новой грамотностью. Двадцать, тридцать лет назад все сводилось к трем основным навыкам: чтобы быть грамотным, нужно было уметь читать, писать и считать. Сейчас все по-другому.

Что изменилось?

Н.С.: Составляющие грамотности. Сейчас эти три компонента: знания компьютерного кода и программирования, анализ данных и способность коммуницировать.

То, о чем вы говорите, касается конкретных сфер. А если мне не нужны ни программирование, ни анализ данных?

А.В.: Очень часто хобби становится работой. У нас в «Антирабстве» есть прекрасные истории. Например, женщина долго была бухгалтером, причем не очень счастливым бухгалтером, зато прекрасно пекла пироги. Мы помогли ей переориентироваться, и она в результате стала очень популярна, потому что сделала видеокурс о том, как хорошо печь пироги.

И она сейчас зарабатывает на этом очень большие деньги, значительно больше, чем она зарабатывала до этого. Я вообще говорю, что человек сейчас за жизнь может пройти 2-3 карьеры, и они будут разные.

Это не значит, что он не успешен. Сначала он, допустим, бухгалтер, потом у него есть свое дело по пирогам, а потом еще там что-нибудь. Это хорошо. Тем самым мы преодолеваем это проклятье первого диплома, который вы получили, когда были маленькие и ничего не знали...

Н.С.: Да, у нас тысячи и тысячи историй успеха тех людей, которые полностью поменяли свою жизнь благодаря тому, что прошли курсы на нашей платформе. Очень много таких слушателей из России. Например, Станислав Филиппов написал нам, что всегда хотел поработать в здравоохранении, приносить людям пользу, но у него никогда не было такой возможности. И как раз она появилась после того, как он прошел курс на Coursera. Он смог начать работать в здравоохранении. У нас очень много самых разных направлений от сугубо технических дисциплин до гуманитарных: музыки, искусства, истории.

Образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает

А.В.: Когда я говорю людям: «Запишитесь на онлайн-курсы», довольно часто в ответ слышу: «Это какое-то западное образование, оно непонятное, нам нужно российское – наше, которое учитывает нашу специфику».

Н.С.: Да, действительно, мы это делаем, не просто адаптируем какие-то наши курсы под российскую специфику – многие наши курсы как раз предоставляются российскими вузами. Например, мы сотрудничаем с Высшей школой экономики и МФТИ.

156 курсов, которые есть на платформе Coursera, полностью на русском языке. Помимо партнеров-вузов, у нас также есть две компании, с которыми мы сотрудничаем здесь в России на постоянной основе.

А.В.: Могу я открыть вам маленькую тайну, за которую мне очень стыдно?

Н.С.: Да, конечно.

А.В.: Семь раз я начинала учиться на разных курсах на Coursera и ни разу не закончила. Не хватает времени, мотивации и прочих вещей. Совещание или клиент оказываются важнее. И дело даже, наверное, не во мне.

Люди, многие люди, которые начинали учиться, говорят следующее: образование важно не только получением знаний, оно важно нетворкингом, теми связями, которое оно дает. Я прихожу, я знакомлюсь с вами лично. Когда я потом вам отправлю письмо, вы уже отреагируете на меня не просто как на девочку из России.

Это особенно важно сейчас, потому что у нас кризис, у нас проблема с работой. Огромное количество людей находит сейчас работу именно через связи. Связи, которые мы приобретаем в ходе образования, – самые, наверное, стойкие. Может быть, кроме семейных.

«Будущее за теми, кто постоянно учится»

Н.С.: Я думаю, онлайн-образование делает большие шаги вперед в том, чтобы разрешить эту проблему. Один из таких шагов, примеров того, как это работает – это, конечно, сеть LinkedIn. Наиболее часто публикуемым сертификатом в профиле пользователя LinkedIn как раз и является сертификат об официальном прохождении курса на Coursera.

А.В.: Только у нас LinkedIn заблокирована.

Н.С.: Я привожу этот пример для того, чтобы было понятно, что многие наши пользователи, многие наши бывшие студенты после того, как они опубликовали этот сертификат, упомянули в своем резюме, что они прошли курс на Coursera. Потом это значительно сократило им время собеседования или им сразу предложили работу.

Это потому, что их считают подходящими для конкретной работы, или работодатели видят это как показатель мировоззрения, ориентированного на саморазвитие?

Н.С.: Я думаю, что, конечно, что все решения работодатели принимают на основании полной картины. Но, конечно, важнее всего – есть ли у кандидата те навыки, которые необходимы ему при выполнении своих обязанностей.

А.В.: К сожалению, среди работодателей в России ситуация иная. Онлайн-сертификаты не рассматриваются как преимущество. Если у нас есть два абсолютно одинаковых кандидата и оба подходят на сто процентов, тогда, наверное, это примут во внимание. Пока у российских работодателей очень много недоверия к онлайн-образованию.

Н.С.: Да, это действительно очень важный момент. И я хотел бы связать его с тем, о чем вы говорили раньше, а именно с обучением сотрудников непосредственно на рабочем месте компаниями. Мы работаем непосредственно с компаниями, помогая им обучать своих сотрудников, и компании сами одобряют те курсы, которые проходят сотрудники, то есть сотрудники получают именно те навыки, которые им необходимы в своей работе.

Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего

А.В.: Вот тут есть глобальное противоречие. Компания учит сотрудника тому, что выгодно ей сейчас. При этом она ищет тех, кто обладает теми компетенциями, которых сейчас нет в компании. То есть она будет учить вас, но всегда при этом будет искать кого-то получше.

Компания не будет, чаще всего, учить навыкам будущего, потому что она рассчитывает на прибыль. Поэтому мне кажется, что кроме вот этой полезнейшей работы, которую вы делаете, очень важно заниматься именно какой-то просветительской работой и для людей, которые теряют работу, и для эйчаров. Чтобы было понимание, что вот как раз эти сертификаты показывают желание человека получать навык будущего.

Н.С.: Я думаю, компании уже начинают думать по-другому. Весь этот цикл – от приема на работу до увольнения – очень дорог. Многие уже пришли к пониманию того, что проще и дешевле создавать команду будущего из команды настоящего. Они рассуждают так: «Давайте предоставим им правильные навыки, давайте их обучим, а не будем повторять эту бесконечную цепочку приема и увольнения».

Вы говорили, что у нас в России работодатели не очень дружественно относятся к онлайн-образованию. А в каких областях больше шансов встретить понимание?

А.В.: В тех областях, где нет проблем с трудоустройством. И это самое ужасное. По идее, люди должны через такие вещи получать дополнительные шансы на трудоустройство. А где востребованы такие дипломы: прежде всего в IT, все, что связано с программированием и с ценностью человека как «думалки». В образовании, ну и в западных компаниях, в филиалах западных компаний в России.

Н.С.: Я хотел бы добавить. Мы недавно вступили в партнерство со Сбербанком и очень активно с ними работаем. Помимо того, что они направляют своих сотрудников на наши курсы, они также вовлеклись в работу по созданию новых курсов.

Вот, например, корпоративный университет Сбербанка запустил на нашей платформе два курса – это «Основы риск-менеджмента» и «Банковское дело и финансы». То есть мы видим, что ситуация меняется и даже традиционные компании в России начинают признавать ценность онлайн-образования.

«Будущее за теми, кто постоянно учится»

А что говорят сами люди? Для них это ценно?

Н.С.: Мы в Coursera проводим опрос спустя 6 месяцев после того, как слушатель прошел курс. Применительно к российской аудитории мы знаем, что 85% слушателей получают те или иные выгоды благодаря прохождению наших курсов. А 35% из них сообщают, что получили новую работу или смогли открыть собственный бизнес, или получили прибавку к зарплате, повышение.

Наша задача – не заместить традиционное образование, а дополнить его. После того как люди получили традиционное образование и сталкиваются с необходимостью получить новые навыки, им уже не нужно идти в университет. Мы, грубо говоря, проведем университет к ним домой.

Но дома у тебя нет преподавателя, который может дать тебе обратную связь, что-то посоветовать в процессе. И мотивация ниже, когда вокруг нет таких же, как ты, студентов, которые тоже учатся. Да еще сказывается возраст: многие просто отвыкли быть в такой роли.

Н.С.: Мы это учитываем. Здесь у нас есть три уровня:

  • первый – когда обратную связь дают слушатели, вместе с которыми вы проходите курс;
  • второй – это менторы, люди, которые уже проходили курс, но сейчас проходят его еще раз для того, чтобы помочь студентам;
  • третий – обратная связь непосредственно от преподавателей, чтобы убедиться в том, что курс соответствует ожиданиям обучающихся.

Что касается мотивации, то здесь цифры следующие: 65% слушателей, которые платят за курс, этот курс завершают. Ну а что касается возраста, то я уже приводил в пример себя. В английском есть такая поговорка: «нельзя научить старую собаку новым фокусам». Но мы уже развеяли этот стереотип.

Подготовил Антон Солдатов
446


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95