Спектакль «Метаморфозы-II», премьера которого прошла на этой неделе в Театре эстрады, стал для его участников итогом курса обучения в Академии кино и театрального искусства Н. С. Михалкова. Академия, открывшаяся в 2015 году, является своеобразной «аспирантурой» для будущих актеров и режиссеров, у которых, как правило, за плечами уже есть высшее театральное образование.
Для постановки были выбраны камерные произведения русских классиков – четыре рассказа Бунина («Кума», «Муза», «Осенью», «Ида») и пять ранних юмористических зарисовок Чехова («Несчастье», «Княгиня», «Шуточка», «Рассказ госпожи NN», «Жены артистов»). Постановщиками выступили преподаватели Академии Игорь Яцко, Вера Камышникова и Александр Корученков, а окончательные штрихи к работе сделал, разумеется, сам Н. Михалков.
Постановки прозаических произведений не всегда бывают удачны, но «Метаморфозы II» поставлены так, будто изначально задумывались для сцены. Девять коротких сценических историй разделены короткими смешными выпусками «Имперских вестей» – новостейначала века, стилизованных под современные телевизионные «Вести 24». Спектакль отличает высокий уровень актерской игры и свежесть режиссерского замысла. Даже мрачные сюжеты Бунина, которые трудно поддаются инсценировке, на сцене выглядят живыми и приковывают внимание, не говоря уже о нестареющих юморесках Чехова.
При выборе и постановке произведений авторы спектакля руководствовались сценическим минимализмом и старались как можно больше нагрузки возложить на актеров и их игру. Можно отметить некое сходство в выборе сюжетов, где действуют слегка сумасбродные и легкомысленные героини – тип женщины, любимый Буниным и особенно Чеховым. Впрочем, как сказал Михалков, можно иметь свой взгляд на Гамлета, главное, чтобы автор при этом не обиделся. Думаю, Бунин и Чехов не обиделись, если бы увидели эту постановку.
Спектакль прошел в помещении Театра эстрады, поскольку в Театре киноактера, где располагается Академия, в настоящее время идет ремонт, и у «академиков» нет постоянной сцены. Н. Михалков выразил надежду, что власти Москвы выделят им постоянную площадку, но не за счет других театров, например Гоголь-центра, к проблемам которого он не имеет отношения.
По словам Михалкова, «самая радостная метаморфоза – это метаморфоза постижения студентами Академии новых приемов и методов актерской игры»… «Мы хотим вернуться к основам истинной русской актерской школы – небормотания в сериалах, а к тому, чтобы там был масштаб, темперамент, концентрация, энергетика, парадоксальные повороты внутри характера, неожиданность. Мы пытаемся свой метод основывать на Станиславском, Михаиле Чехове, Вахтангове и других».
За год учебы студенты Академии получают чрезвычайно много в плане расширения кругозора. Здесь дают мастер-классы известные режиссеры, художники, актеры. Студенты имеют право пройти на любую выставку и спектакль, например на балетные представления Б. Эйфмана, куда билет стоит очень дорого. Но будущее трудоустройство и карьера выпускников зависят в значительной степени от них самих. «Я могу лишь довести до той границы, где могу сказать: теперь ты вооружен», – поясняет Михалков. Многие выпускники прошлого (первого) выпуска продолжают участвовать в текущих постановках Академии.
Как считает Михалков, из стен Академии выходят актеры-профессионалы, способные компенсировать недостаток режиссерского мастерства – а уровень режиссуры в настоящее время, по его мнению, уступает уровню актерской игры, и хороший актер часто оказывается в руках плохого режиссера. Выпускники, по словам Михалкова, не просто отлично владеют ремеслом, но «являются самодостаточными», и в этом Михалков видит главное достижение Академии.
Дмитрий Кузнецов