Порой родители обращаются к психологу, искренне недоумевая по поводу изменившегося поведения ребенка. Например: мальчику уже 11 лет, а он вдруг стал бояться оставаться в комнате один, из дома его не выманишь, форточку открывать не разрешает — с чего бы это?
В данном случае картина прояснилась быстро: папа с мамой увлечены телепередачей «Необъяснимая Россия», они постоянные зрители канала «Настоящий мистический», естественно, ребенок рядом.
Частная, казалось бы, и простая ситуация: родители не догадываются, что ребенок воспринимает увиденное и услышанное иначе, чем взрослый, ему нет дела до того, где спецэффекты, а где «документалка», все — чистая монета. Инопланетяне прилетают, вампиры кровь выпивают...
Не стоило бы и говорить, если бы не тот факт, что сегодня страхом и угрозами насыщена вся атмосфера воспитания детей, и речь не о том, что взрослые пугают детей специально, нет, просто они перестают относиться к детям как к детям: щадя психику, сообразно с возможностями возраста, ориентируясь на особенности характера.
Это подтверждает мое небольшое исследование: родители проблемных детей получили список из 10 утверждений, среди которых надо было отметить неверные. Так вот утверждение «Ребенок — это маленький взрослый» половина родителей сочли правильным. За этой установкой — множество травматичных для психики ребенка ситуаций: мама строит отношения с сыном как со взрослым мужчиной, папа ведет с ним «мужские разговоры», мама выбирает дочку в качестве сердечной поверенной, папа постоянно подчеркивает недостатки ребенка по гендерному признаку. При ребенке говорят обо всем: начальник тупой, соседи идиоты, подруга предательница, бабушка полоумная — и все это по 10 раз на дню. Потому что «такая жизнь», потому что «пусть знают и привыкают» и «чего ради я буду притворяться».
Так себя вести — не уважать возраст ребенка. А как уважать?
Самое первое — осознать себя как взрослого. Взрослый видит себя со стороны, контролирует речь и поступки, способен к прогнозированию и целеполаганию. Займите позицию взрослого, а не расслабленного подростка. Ради ребенка можно и постараться. Поначалу не возбраняется даже хотя бы делать вид. Но «строить из себя» и «строить себя», конечно, разные вещи.
Второе. Отбросить этический стереотип «плохое и есть правда». На самом деле так никто не думает и хотя бы в глубине души люди верят, надеются, да и спасаются — хорошим. И в воспитании главное — сохранить в ребенке веру в жизнь, позитивное отношение к миру.
...Мы не можем знать, как формируется картина мира ребенка, не можем строить ее, но можем и должны строить себя, потому что влияем на «строителя» очень сильно. От нас зависит: уверенность или страх, позитив или негатив, добро или зло поведут его по жизни.
Надежда Болсуновская