В Русском музее открылась выставка «Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа». Как видно из названия, центральный экспонат — заново атрибутированное произведение великого художника первой половины XIX века, автора «Последнего дня Помпеи» и «Всадницы».
Картина, ранее известная как «Портрет У. М. Смирновой», оказалась на самом деле изображением великой княжны Александры Николаевны, младшей дочери императора Николая I. Таким образом, это единственный законченный портрет представителя императорской семьи, принадлежащий кисти «великого Карла». Пять лет назад в том же Русском музее проходила выставка «неизвестного Брюллова» — картин из частных собраний, прежде недоступных музейному зрителю. Новая экспозиция — более камерная и сфокусированная на уже знакомом произведении, но в то же время позволяющая иначе на него взглянуть.
Живописное изображение прелестной, хрупкой, неброско одетой барышни с собачкой на руках впервые было названо «Портретом У. М. Смирновой» в монографии о Брюллове 1963 года. Полвека спустя специалист Русского музея Сергей Алексеев усомнился, что надпись «Г-а Смирнова» на подрамнике и надпись «у Смирнова» на наброске картины, принадлежащем Русскому музею, указывают на личность модели.
По его мнению, надписи отсылали к обладателю произведения, а не к модели: после смерти художника полотно оказалось в коллекции чиновника и дипломата Николая Смирнова. В свою очередь, иконография великой княжны Александры Николаевны позволяет утверждать, что это и есть ее портрет, следы которого до этого были потеряны.
— У картины, которая датируется концом 1830-х, изумительный провенанс, — рассказал «Известиям» Григорий Голдовский, завотделом живописи XVIII — первой половины XIX века Русского музея. — При жизни Брюллова она была в его мастерской, а к нам поступила в 1920 году из собрания великого князя Константина Константиновича. История создания картины начинается в 1837 году, когда Брюллов стал работать над серией портретов императорской семьи. Как часто с ним случалось, к идее он охладел. Есть свидетельства, что Брюллов дописал портрет великой княжны уже после ее смерти. Адини, как называли ее близкие, не отличалась крепким здоровьем и скончалась в 19 лет после преждевременных родов.
Выставка, составленная вокруг заново опознанной картины, демонстрирует своего рода расследование, проведенное специалистами. Здесь разные портреты Александры Николаевны, чтобы можно было убедиться в ее сходстве с той, которую считали Смирновой: гипсовый бюстик работы Карла Фридриха Вихмана, вылепившего шестилетнюю Адини, и акварель Владимира Гау, запечатлевшего княжну в год смерти. Портрет сестер Ольги и Александры у клавесина кисти шотландской художницы Кристины Робертсон и литография с изображением императрицы и ее дочерей. Прослежена также история любимого песика великой княжны — представлены холсты, на которых запечатлен ее питомец, тоже послуживший доказательством того, что именно Адини изображена Брюлловым.
В витрине выставлены такие раритеты, как альбом Александры Николаевны и тарелка сервиза, изготовленного в качестве ее приданого. Великая княжна сочеталась браком с Фридрихом Вильгельмом, принцем Гессен-Кассельским за несколько месяцев до смерти. Трагический сюжет завершен написанной Брюлловым годом позже иконой «Святая царица Александра», где христианской мученице приданы черты лица Александры Николаевны. Художник получил этот заказ от офицеров Преображенского полка, которые в годовщину смерти великой княжны преподнесли работу императору. Известно, что икона находилась в царскосельском кабинете императрицы Александры Федоровны, где скончалась Адини