Мучительно пытаясь хоть в
Ценности — это то, без чего жизнь прожить нельзя. Теперь хлеб насущный для меня не только то, что наполняет жизнью тело, но и душу.
Сыта уж до тошноты политическими и социальными негативами, хорошим и плохим искусством на потребу дня и без потребы. Может, пора в отшельницы? Ан, нет,
…«Там, где ты теперь стоишь — там и Поле Куликово…» — вспомнила текст песенки о войне. Борьба за Бога в человеке тут, где невыносимо, где опошлено насущное и привнесено синтетики, несовместимой со смыслом развития духа в человеке. А ведь в этот мир ещё не закончился, в нём продолжают жить люди, расти дети. Так, может, пора заново учиться любить жизнь? А за что и как её любить?
Базовое единство реальности
Возвращаемся к ценностям. Земля — горизонталь, по которой мы ходим, которую
возделываем, на которую опираемся. Идеи и наши потребности — вертикаль духовного восхождения, то, во имя чего занимаем свою сущность, руки, ноги, голову ежеминутно. С возрастом стало более ценно, чем занята голова и сердце, даже если колет в боку. Духовную природу человека никуда не денешь. И это не риторика.
У одних голова занята тем, чтобы прокормиться. Закороченные функции «горошков на ножках» — ем, чтобы жить, живу, чтобы есть. В конечном счёте, в прямом и переносном смысле работа на туалет. Не важно, какого качества унитаз.
Есть более расширенные представления о себе, как о социально-полезном деятеле для
А если попробовать мыслить ещё шире и взять за основу единство мира, в котором всё со всем взаимосвязано, и всё от всего зависит, то сознание каждого человека должна пронзить мысль, что мы вовсе и не задумываемся, что от наших повседневных действий и мыслей зависит весь мир, не только близкое окружение.
На каждом из нас вселенская ответственность. Нет, не высокопарная абстракция. Буквально так. Физик, основатель и директор Центра экологической грамотности, (г.Беркли, штат Калифорния) Фритьоф Капра в «Поворотной Точке» (1982), попытался указать, что основная болезнь человеческого рода в том, что он не способен различить базовое единство всей реальности. Попробуйте не согласиться.
Роль на земле
Неоднократно слышу: «А кто я есть?».
Так песчинка ли, ни к чему не способная, или составляющая Целого, где у каждого своя личностная ниша и возможность заполнять и дополнять мир особым, присущим только ему содержанием?
Очень люблю пример-притчу о трех рабочих, перемещавших на одинаковых тачках одинаковую груду кирпича. У одного спросили:
— Ты что делаешь?
— Везу кирпичи.
У второго:
— …А ты что делаешь?
— Деньги зарабатываю.
— Ну, а ты что делаешь? — спросили у третьего рабочего.
— Храм строю.
Работа одна, а цель ее, сверхзадача — разная. Ведь тот, кто Храм строит, он и кирпичи вез, и деньги зарабатывал так же. И мы, делая одно и то же, любя, рожая, обучаясь, работая, заряжаем всякое дело своей высокой по значению или мелко-потребительской сутью. Опять же, все упирается в Сознание, в широту понимания своей роли на земле, в социуме, в мире.
Сознание и содержание
Наше сознание наделяет обычные вещи глубоким, значительным смыслом или мелким, незначительным, потребительским удовольствием одного эго. Но большие и малые дела всё равно определяют содержание, качество и цель нашей жизни и имеют влияние не только на то, с чем соприкасаемся напрямую, но и на невидимые обычным глазом явления.
Не есть ли это повод задуматься всем, кто разжигает межнациональные розни, зарабатывает на производстве оружия и наркотиков, сталкивает лбами государства, делая бизнес на перераспределении власти в надежде, что прибыль не будет оплачена и их же собственной кровью?
Мы — едины. «Заварить кашу» может любой, а «расхлебывать» будем сообща. Так как каждая щепка — часть Вселенной. И Вселенная строится из наших дел и помыслов.
Принцип пантеизма
Размышления о единстве человека со Вселенной невольно подводят к основному принципу пантеизма — единоначалию. То есть Бог — это все и ВСЁ — есть БОГ.
Так, может, понять и принять божественность, которая внутри каждого человека? То, к чему ведет Капра. Отделение от Бога, это отделение от сознательного и психологического распознавания божественности внутри всей природы. Вся человеческая история — это движение в направлении поиска божественного. Поэтому каждый человек должен выбрать путь, с помощью которого он пройдет преображение, осознание, обнаружение Бога внутри себя, а затем и во вне.
Смешная, право. Такими речами смущать тех, кто уверовал в действенную силу доллара вместо Бога. Сила, власть и успех — в одном флаконе.
И что нищий схоласт-философ способен предложить взамен — спросит власть и положение имущий, — свою голодную теорию или утопический Город Солнца, где все счастливы равенством, любовью и миром?
Свой живот дороже. Деньги, роскошь делают совесть недосягаемой.
Каждому олигарху к изобильному столу я бы подсадила с десяток истощeнных африканских детей, пусть бы он смел под их голодным взором проглотить хотя бы одну устрицу. Не так смешна эта картинка. Речь идёт не о крайностях, а о взвешивании,
сравнении ценностей, насущного и необходимого, чтобы не подавиться устрицей.
Ну что вы, конечно же я не против экономического развития, качественных товаров, социального успеха и благополучия. И к тотальной уравниловке не призываю — всё-таки труд, талант и возможности людей разные.
А равны мы все пред Создателем не имуществом, которое останется на этой бренной планете, а правом и ответственностью жить
SOS
Мне стыдно есть, когда
Что противоестественного в таком представлении о ценностях? Или сознание людей сжалось, заузилось настолько, что понимание простейших элементов вселенской гармонии в принципе непостижимо? Тогда ждите катастрофы. Ибо этот мир держится на основных китах — духовных ценностях, которые до поры до времени сохраняют землю от разрушения. Если выбить эти опоры — перекос, духовный крен спровоцирует прекращение развития, не только экономическую, но и экологическую катастрофу.
Спитак, и Чернобыль, наводнения и ураганы там, где их ранее климатом не предполагалось — это сигналы, предупреждения, ВСЕЛЕНСКИЙ SOS.
Ваша Людмила Исаева