Четыре года колонии-поселения – такой приговор вчера вынес суд Оюбу Титиеву.
Формально – за хранение марихуаны.
По сути – за то, что защищал чеченцев от произвола властей. Возглавлял чеченское отделение правозащитного общества «Мемориал», искал секретные тюрьмы в Чечне, вызволял пленников, расследовал тайные убийства людей, подозревавшихся в гомосексуализме.
За то, что мешал чеченским властям, коротко говоря.
О деле Титиева много писали и говорили. Никаких доказательств, что он действительно хранил марихуану, нет.
Говорили о свидетельствах того, что ее подбросили полицейские, когда задерживали – записях на множестве видеокамер. Но все они, разумеется, оказались стерты.
Свидетелями обвинения в Шалинском суде выступали сотрудники местного РОВД и судимый наркоман, очевидный агент полиции.
Свидетелями защиты – местные жители, соседи Титиева, два десятка старейшин, которые специально приехали в суд сказать, что он порядочный, религиозный человек, нетерпимый к наркотикам.
Несмотря ни на что, судья признала Титиева виновным.
Теперь встает, конечно, наш вечный вопрос: что делать? Что делать людям, которые в его виновность не верят? Смириться с несправедливым приговором? Забыть? Или не смиряться?
Дело ведь не столько даже в Титиеве. Дело в каждом из нас. Если можно Титиева неправедно осудить за преступление, которое он не совершал, откровенно при этом наплевав на законы, права человека и общественное возмущение, то можно же и с любым другим россиянином поступить точно так же. В том числе с вами, дорогой читатель.
Наверное, многие это понимают. Даже наверняка. Но на себя ситуацию не примеряют, потому что, во-первых, Чечня и ее реалии все-таки очень от нас далеко. А, во-вторых, у нас же все равно нет рычагов. «Ну что мы можем сделать, чтоб освободить невиновного человека? – думают люди. - Что можем сделать, чтоб восстановить справедливость? Ничего».
К сожалению, да. Это правда. Хотя так быть не должно. В демократическом государстве у людей всегда должны оставаться легитимные рычаги воздействия на представителей власти, нарушающих законы.
Но у нас как-то все оказалось без рычагов.
Несогласие с несправедливым приговором Оюбу Титиеву можно выражать только в частном порядке, отказываясь от любого сотрудничества с властями Чеченской республики, поскольку именно от них исходили угрозы в адрес правозащитника. Если вы музыкант, не ездите в Чечню с концертами. Если художник – не устраивайте там выставки. Если турист – не путешествуйте по Чечне.
Это мало, но хотя бы что-то.
Можно было бы предложить также не покупать товары чеченского производства. Но у нас нет в продаже товаров чеченского производства. Ничего такого не производят в Чечне, чтоб можно было продать.
Дотационный регион. Живет на деньги, которые зарабатывают для него другие субъекты Федерации.
Если бы жители этих субъектов влияли на распределение средств государственного бюджета, они могли бы потребовать от своих депутатов в Госдуме закрыть все дотации для Чечни до тех пор, пока в республике не прекратятся преследования правозащитников и Титиев не будет освобожден: «Давайте-ка, депутаты, боритесь с неправедными судами, иначе мы вас больше не выберем в Думу».
«Больше вас не выберем» - этого депутаты боятся. Выборы – единственный механизм, которым люди могут влиять на власть. И стоило бы сейчас привести его в действие, да. Если бы были у людей рычаги, чтоб привести его в действие.
При полном отсутствии рычагов остается только одно – помнить.
Помнить, что есть такой человек Оюб Титиев. Он защищал попранные властями права людей, боролся за справедливость и в результате сам от несправедливости властей пострадал. Обитает сейчас в колонии-поселении, и если мы о нем здесь забудем, с ним там может случиться что угодно.
Надо об этом помнить и при каждом удобном и неудобном случае напоминать властям: мы помним. Потому что всякое, конечно, бывает, в такой большой стране как наша, но суд всегда должен быть справедливым и независимым. И власть должна за этим следить и обратное не допускать.
Юлия Калинина