Сегодня на нашем сайте мы решили опубликовать полезный текст от талантливого музыканта Вадима Дзуцева.
Надеемся, вам понравится.
Ждём Ваших комментариев!
Дмитрий Меньшиков, редактор 1001.ru.
В марте прошлого года я решил добиться в музыке всего-всего. Тогда у меня хватало позитива и веры в добро. И вот прошел год. Я смотрю на проделанный путь и ясно понимаю, что больше никогда и ни при каких обстоятельствах…
Впрочем, я расскажу с чего все началось, чтобы у вас была более-менее полная картина.
Все началось с того, что я купил ежедневник «Молескин» без даты. Даты мне были ни к чему. Мне нужен был партнер.
Что я имею в виду? Есть книжка о том, как один человек решил в одиночку переплыть на плоту океан. И он взял с собой кошку и попугая, чтобы с кем-то общаться. У меня нет ни кошек, ни попугаев, поэтому я завел ежедневник.
Итак, я решил достичь всего, но как? Старые методы не принесли счастья. Поэтому первым делом я записал в ежедневник все то, что уже делал в плане музыки.
Вот этот список:
- просить деньги на выпуск альбома;
- издавать альбом;
- делать обложку и фотосессию;
- устраивать презентацию;
- снимать клип;
- устраивать концерты в родном городе;
- разносить альбом в клубы;
- отдать альбом музыкальным «обозревателям»;
- делать сайт группы;
- участвовать в конкурсах, сборниках и фестивалях;
- раскручивать группу в соцсетях;
- искать «продюсера»;
- искать «менеджера»;
- искать «пиарщика»;
- раздать диски друзьям и знакомым;
- отнести песни на радио.
Это — стандартный набор действий. И если вы музыкант, значит вы делали что-то подобное.
Я написал этот перечень, чтобы больше не наступать на старые грабли. И вот ирония — в поисках «нового» я в очередной раз взялся за старое.
А именно…
Полгода записывал «альбом» так, как будто от этого зависела судьба мировой культуры.
Ездил по студиям звукозаписи. Истово изучал гитарный звук, примочки, усилители. Упорно искал музыкантов по всей земле и нашел их в Англии и США. Об этом есть большая заметка.
Естественно, разослал демо продюсерам. Русских продюсеров я окучил еще в прошлые разы, поэтому обратился к западным. Как ни странно, откликнулся один — Майкл Франк из Чикаго. Мистер Франк в ответ посоветовал и дальше «следовать своей мечте«. Уверен, что он был искренен.
От безысходности я уже было решил делать все то, что было в моем списке отстойных мероприятий: нести на радио, устраивать презентации, снимать клипы, продвигать в соцсетях, идти в клубы и тд и тп. (см. список выше), но…
К счастью, у меня был Партнер (я имею в виду ежедневник без даты). Я поехал в заведение, взял кофе и открыл Молескин:
— мы правда хотим найти продюсера? — скрипел я пером.
— какого продюсера? — отвечал партнер.
— хм, ну может тогда найти лейбл? — предлагал я.
— какой лейбл? — спрашивал меня партнер.
— о! может тогда открыть свой лейбл? — не сдавался я.
— а мы ничего не знаем про лейблы, — отвечал партнер.
В этот день по волшебству мне попалась книга «Music is your business», которую написал Кристофер Кнаб. Оттуда я почерпнул немало теоретических знаний, как организовать собственное музыкальное издательство.
Кнаб убедительно говорит о том, что нужно думать в четырех направлениях:
Запись альбома;
Пиар артиста;
Ротации;
Концерты.
Секрет в том, чтобы двигаться сразу по всем четырем фронтам.
Как мне помогла эта информация? В ежедневнике я разделил листок на четыре части и стал мыслить: альбом я записал; пиарить себя как бы начал. С ротациями и концертами пока напряженка (как всегда, впрочем).
Но все это укладывалось в старую схему продвижения, которая утомила меня еще сто лет назад.
«Почему никто не встанет и не скажет, что сегодня музыкальная деятельность — отстой и самообман?!» — думал я.
И тут Партнер (он же — ежедневник) и спрашивает меня:
— ты хочешь двигаться, как все?
— уже нет! — говорю я.
— тогда, как нам пойти другим путем? — спрашивает Молескин.
И мы начали думать, как пойти другим путем.
Решили пойти от обратного. То есть:
- если все выкладывают свою музыку в открытом доступе, то я не буду.
- если все играют в сборных солянках, то это не для меня.
- если все готовы петь там, где едят и пьют, то я не буду этим заниматься.
И так далее. Об этом так же есть отдельная заметка.
Теория получилась интересная, но это была пока всего лишь теория. Нужно было проверить все это на практике.
И вот осенью в Фб состоялся Закрытый показ первой песни. Участвовали только те, кто попросил доступ. Результаты воодушевили. Я получил целую тонну одобрения от знакомых и не знакомых людей. Затем на этом сайте я выложил пять песен в закрытом доступе. И снова — одобрение.
Самое главное — в итоге всех мероприятий появилось понимание, которое полностью изменило мои взгляды на процесс продвижения в музыке. Сегодня я понимаю, что:
- любой путь — это долгий путь;
- ходить известными путями бесполезно;
- будут отказы;
- приходится сначала тратить, а только потом получать (и то не факт).
- нужно быть эффективным на 100 рублей;
- самое трудное — никого не ждать!
- нужно думать о людях, но не рассчитывать на них.
Расскажу о своих открытиях подробнее.
На самом деле, для меня все началось с решения, что я дойду до результата. А как понять, есть ли результат? Для меня это был самый трудный и важный вопрос. Я дам ответ в конце заметки. Дочитайте до конца.
Далее. Все известные пути — тоска и имитация деятельности. Да, это правда. Раньше я как бы плыл вместе со всеми, потому что все куда-то плывут. Было понятно, но скучно. А как только свернул на нехоженые тропы — сразу стало интересно. Пришлось много думать.
К сожалению, были отказы. Но было и одобрение. И это доставляет радость. Не «позитив». А тихое удовлетворение, которое остается. И оно становится ступенькой, на которую можно поставить ногу, чтобы сделать следующий шаг. (Куда? — об этом есть в песне из закрытого показа).
Тратить деньги на свое продвижение поначалу душила жаба. Но я решился и в итоге впервые в жизни потратил на музыку так много денег. Вывод? Так много денег не смогли купить любовь.
Зато эффект принесли вложения типа 220 рублей или, скажем, 750 рублей. И теперь я знаю, что любая ситуация складывается так, что всегда есть простые и доступные методы для движения. Не нужно ждать особых обстоятельств и больших бюджетов.
Любой предприниматель скажет вам: — «Покажите мне реально эффективный канал рекламы и я вложусь». Такие каналы может быть и есть, но мне они неизвестны. А пока смотрю, куда еще можно потратить сто рублей.
Что значит — никого не ждать? О, это целая драма. Вначале я ждал, что люди будут реагировать и включаться. Я ждал, что по ходу дела появятся какие-то продюсеры-пиарщики-менеджеры и так далее. Ждал, что кто-то сделает мой проект «вирусным». И еще много чего и кого ждал… Но пришлось оставить сказку и столкнуться с реальностью.
Какова реальность? Она увлекательна. Как в голливудской картине «Матрица»: каша пластиковая, апокалипсис и юный октябрь впереди.
Архи-сложно перестать думать о себе и начать думать о людях. Раньше я думал так: Я — хороший, а люди — тупые. А теперь наоборот. Я по-прежнему хороший. Но люди — просто сказка.
Все, что я получил, мне дали люди. Знакомые и не знакомые. Разные. И теперь я все время думаю о людях. Хочется даже постараться для них. Для вас. Хочется быть понятным, сексуальным и скромным. Хотя скромным я уже являюсь.
А теперь о главном. Вы помните, я обещал ответить на вопрос: — В чем измерять результаты продвижения? На самом деле, вариантов всего два:
- в одобрении;
- в деньгах.
И тут придется снять маску «я хороший». Потому что я больше никогда и не при каких обстоятельствах не буду работать за одобрение.
Как говорил О. Бендер: «Я бы взял частями, но мне нужно сразу«. В моем случае: — Я бы взял одобрениями, но лучше деньгами.
Хотя… есть проблема.
Я привык думать, что музыка должна бороться за добро. Ну или хотя бы против зла. Привык думать, что деньги можно брать только за что-то полезное. А искусство, увы, бесполезно…
(Если вы хотите знать больше об этом предмете — обязательно прочитайте самую первую заметку на этом сайте — Сорванные цветы).
Короче. Мы с партнером (который есть ежедневник) пришли к выводу, что результат можно измерить только в чем-то материальном. А коли так, то мой результат через год продвижения: несколько проданных кассет.
Р е з у л ь т а т — это факт, который можно показать.
Соответствует ли данный результат моим ожиданиям? Трудно сказать, потому что вначале этой истории я не имел четкого представления, что хочу получить через год. Как такое может быть? Вот так. Не имел и весь сказ.
И это всё? Конечно, нет! Прошел всего лишь год, а у меня столько впечатлений. Можно ли сказать, что это был самый интересный год в моей жизни? Нет.
Думаю, любой год — самый интересный. Но прочие года касались только меня, а в этом году мы как бы встретились. И может быть я смотрю вперед со сдержанным оптимизмом. А вы?
P. S. Кажется, что я иду по широким дорогам, освещенным солнцем. А на самом деле я иду по тонкой струне, подвешенной в пустоте. В полной темноте.
Вадим Дзуцев