Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Человек в философии всеединства В.С. Соловьёва

На протяжении 70-ти лет существования Советского Союза и диктата марксистско-ленинской идеологии, русская религиозная философия была предана забвению. О ней писались книги, выходили статьи, однако её интерпретации всегда происходили через призму критики идеализма и религии. С распадом СССР ситуация начала меняться. Исследователи признали возможность рассмотрения русской философии как самодостаточного продукта отечественной мысли. Теперь ответы на извечные русские вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» давались через комплексный анализ всего наследия наших мыслителей. Монополия марксизма-ленинизма на толкование истории философии пала, а данные ею ранее ответы стали пересматриваться.


«Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке», Арнольд Бёклин, 1872

С 1922 года (именно в этом году из России ушёл «философский пароход», дав начало периоду русской философии в эмиграции) по 1991 год русская философия потеряла и приобрела ряд новых школ. Новые, например, евразийство, имеют преемственность и сегодня. Потерянные же школы, самой яркой из которых является «школа всеединцев», канули в Лету, не получив достаточного количества рецепций и, соответственно, преемственности.

Сегодня философия всеединства – одно из наиболее обсуждаемых направлений отечественной мысли ввиду его обширного проблемного поля, а также отсутствия своевременного рецепцирования.

Автором и родоначальником философии всеединства является Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900 гг.). Это направление русской мысли возникло в конце XIX в. Начало её появления можно отсчитывать с момента публикации магистерской диссертации мыслителя «Кризис западной философии». В этой работе содержатся наброски основной проблематики философии всеединства. В.С. Соловьев критикует всю западную философию за то, что она оперирует отвлечёнными началами, абстрактными образами, смысла и нужды в которых нет. Отдельно он упоминает позитивистов (для справки: Позитивизм философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования – прим. автора), которые окончательно лишили философию её бытийного содержания, нивелируя всё к поиску научных методов. По Соловьёву, философское, научное и религиозное познание должны быть едиными, идти рука об руку, смотреть в одну сторону, задавать один вектор и решать единую задачу, но ни в коем случае не конфликтовать или противопоставлять себя друг другу.

Магистерская работа является довольно аутентичной и характерной для специфики русской философии. Так, одна из отличительных черт русского философствования – ориентация на практическую значимость полученных в ходе размышления выводов. Для наглядности философию Соловьева можно сравнить с философией Канта, отражающей суть столь критикуемой русскими «спекулятивности и абстрактности». В своей работе «К вечному миру» Иммануил Кант изложил свой проект идеального устройства государства и мира в целом. Его проблема, по мнению русских мыслителей, заключалась в отсутствии описания конкретных шагов к реализации задумки. В то же время Соловьёв разработал свой проект идеального мироустройства, в котором изложил чуть ли не конкретные шаги для достижения поставленных целей. Это и есть в каком-то смысле практическая ориентация философии.

Центральным элементом философии всеединства является человек. Антропологическая тематика проходит красной нитью через всю философию Соловьёва, так как философ пытался обосновать нравственное становление через придание Добру статуса отдельного, независимого от человека модуса.

Согласно Соловьёву, человек ранее был духовным центром мироздания, жил в единстве с природой. В один момент он восстал против существующих правил, тем самым закрыл себя в духовном плане от всего вокруг. Его сознание оторвалось от мироздания, потеряло своё божественное наполнение. Уже в «новом мире» образовавшийся в сознании «вакуум» начал искать наполнение, тем самым запустив процесс искания Бога. Отчасти такое понимание человека связано с христианской антропологией, где вечное и бессмертное существо, ослушавшись запрет Бога, становится смертным и тленным, обрекая на такую же мучительную жизнь своих потомков.

В процессе поиска Бога, человек производит одухотворение через самоусвоение божественного начала. Именно это создаёт исторический процесс внутри человечества, в котором происходит Боговоплощение, то есть соединение божественного логоса в человеке с Софией – мировой душой. Вся природа стремится к человеку, а человеческая история к Богочеловеку. Соловьев противопоставляет Богочеловечеству человекобожие. Человекобожие есть существование человека в атмосфере божественного забвения, оторванности.

Человек, по мнению философа, в отличии от других существ, не ограничен в природе и не преходящ. Человек вечен не только в Боге, но и индивидуально для себя. Антропология всеединства не соглашается с популярными в то время концепциями, где человек редуцировался к физическому и психологическому состоянию. Человек – это универсальное и индивидуальное существо, имеющее исключительные, характерные только для него качества и идеи. При этом философ не уходит в глубокий мистицизм, признавая существование психики. Человеческая психика не позволяет отдельному субъекту осознать свою сущность, а потому для самосознания необходимо включение субъекта в социум. Кроме этого, сама сущность человека не может быть сведена к индивидуальному я.

Нравственным предназначением человека становится служение идеалу Добра, ведущего к совершенству. Для исполнения предначертанного, человек должен осознать свои моральные недостатки, признать существование Бога, абсолютного модуса Добра, и стремиться к воплощению его воли. Ключевой момент: стремление должно быть добровольным, основанным на чистом помысле, инерции божественного логоса. В противном случае будет нарушена свобода воли, тем самым все проделанные шаги для развития человека потеряют смысл. Совершенствование человека зависит, помимо божественной помощи, от присущих человеку природных качеств. Эти качества: стыд, жалость и благоговение. Именно они составляют богатство человеческой жизни.

Стыд связан с наличествующим у человека животным началом, побуждающим его к аффективным действиям, которые в последующей рефлексии вызывают это чувство. Жалость является следствием стыда, поскольку человек, зная природу животного мира и давая на неё эмоциональный отклик, понимает сущность и неизбежность происходящего, что инициирует бесконечный акт сочувствия. Благоговение же есть исключительно человеческое отношение к высшему, что является основой религиозности.

Личное совершенствование человека, как уже было сказано выше, не может происходить в отрыве от общества. Это также связано с существованием в нашей жизни языка. Язык не мог возникнуть, если бы человек был по своей природе одиночкой, поскольку в таком случае ему бы не понадобилась система знаков и символов. Так же происходит и в нравственности. Её развитие возможно только в обществе, следовательно, общество является ключевым фактором в формировании содержания личности.

Общество должно постоянно стремится к совершенствованию и к достижению общечеловеческой цели. Люди должны быть солидаризированы и объединены высшими нравственными нормами. Конструирование такого идеала человеческих отношений приводит к разрешению социальных противоречий и конструированию нового, «христианского мира».

Таким образом, можно сказать, что философ уделял большое внимание проблеме человека, переходя в его рассмотрении от общего (совокупность людей) к частному (отдельный человек). Он считал, что совершенствование человека невозможно без общества, которое также должно соответствовать этому человеку. Понимание человека в философии всеединства отражено в идее богочеловечества, согласно которой человек должен преодолеть себя, встать на путь любви к Богу.

Арсений Прошин


Другие тексты наших авторов:

332


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95