Речь в статье идёт о sharing economy. На русский язык этот термин переводят по-разному. Мы прибегли к варианту «экономика участия», потому что он показался самым ёмким в том, что касается смысла африканского восприятия.
Когда ты имеешь что-то, раздели это со мной. Когда ты разделишь это со мной, мы оба преуспеем. Когда ты имеешь что-то и не хочешь разделить это со мной, ты будешь наслаждаться жизнью один. Наслаждение жизнью в одиночестве не так хорошо, и не так долговечно, когда ты отталкиваешь то, что у нас было общего.
Экономика участия в доколониальную эру
Таким образом мыслили, если мы удалимся в перспективу прошлых столетий, предки современных африканцев. Женщины и мужчины, мальчики и девочки разного возраста, трудились вместе — и это позволяло достигать как личных, так и общих целей. Такое восприятие жизни и взаимоотношений было органичным, и оно оставалось таким до прихода модернизации. После неё ситуация изменилась, изменились сами модели того, как африканец мыслит вопросы совместного труда.
Но тогда они работали вместе: сегодня на одной земле, на одной ферме, завтра на другой, реализуя из раза в раз один и тот же принцип — чем обильнее будет урожай, тем лучше будет всем. Чтобы предотвратить конфликт интересов, никто не выращивал одну и ту же пищу и, соответственно, не имел возможность торговать. Так удавалось уйти от конкуренции, поскольку она могла угрожать сути совместной жизни и её духу, выраженному в формуле «быть собой через других».
Предположим в этой ситуации, что один из членов общества не имеет финансовой возможности построить собственное жильё. Что тогда? Тогда они строят его вместе. Через этот поступок себя выражают такие ценности, как групповая солидарность, сопереживание, человечность, социальная справедливость, честность и принцип общежития.
Предположим, что у кого-то есть свободный участок земли. И? Те, кому он принадлежит, отдают его в общее достояние. Дальше снаряжается команда — это делается через местного лидера, глашатая, действующего от имени Обы (так на языках Йоруба и Бини назывался король), — и эта команда, собранная из способных к труду мужчин, женщин, мальчиков и девочек, отправляется обрабатывать землю. Именно таким способом было построено большинство исторических памятников в африканских сообществах до возникновения колониального управления.
Экономика участия в постколониальную эру
Несмотря на колониальное влияние, многое и сейчас соответствует тому, что написано выше, — беглое посещение нескольких мест в Африке показало бы, что это так. Взять, например, такие большие города, как Лагос в Нигерии, Найроби в Кении и Кейптаун в ЮАР. Можно увидеть, как люди бизнеса регулируют рынок исходя из коллективного восприятия нужных обществу товаров и услуг. Порой можно увидеть даже и то, как молодые люди самоорганизуются и добиваются изменений, не обращаясь к правительству. Нередко сталкиваешься и с тем, что дети, выросшие в многодетных или нуклеарных семьях и добившиеся некоторого промежуточного успеха, помогают своей семье и шире — членам расходящихся в стороны других семей. Бывает, ребёнок говорит тебе: «Каждый месяц часть своих денег я отправляю братьям и сёстрам — на образование, на открытие бизнеса».
Нет необходимости говорить, что Убунту — часть их мировосприятия. Это вода, которой напитаны их жизни. Поделиться ею с другим — это то, что больше всего остального в жизни даёт чувство реализованности, органичности — как психологически, так и эмоционально.
Убунту (пишется «ubuntu», произносится как «oo-boon-too») — это способ жизни, философия.
Слово возникло из африканских языков группы нгуни и банту. К примеру, такое слово есть в языке зулу, и переводится оно как «человечество». Аналоги можно найти в других языках. В Руанде есть слово Umunbunutu, и оно тоже означает «человечество». Носители языка суахили используют слово Utu, когда имеют в виду «люди» — вне зависимости от контекста, всегда, когда нужно выразить эту мысль. В языке лингала, на котором говорят в Демократической республике Конго, пользуются словом Bumuntu, оно означает сразу и «люди», и «сообщество». В Нигерии сразу несколько слов касаются этой идеи. У Йоруба говорят ajoje (let us eat together — позвольте нам сесть за один стол). Это относится к Хауса. Члены этой этнической группы считают неуважением отказ разделить с ними пищу из одной тарелки. Игбо и Йоруба мыслят похожим образом. Африканцы склонны к вере, что выживание на Земле вне духа сотрудничества и партнёрства невозможно.
Африканская семья
Африка против западной экономики участия: взаимоотношения и различия
Однако эта прошедшая годы модель восприятия, вера, в значительной степени разрушается современной экономикой участия Запада. От каршеринга до сдачи жилья в аренду, от краудфандинга до коворкинга, эта модель экономики участия берёт своё начало в различных формах накопления капитала. В большинстве случаев, способы и средства держатся в секрете, остаются в тени, что чуждо традиционной, африканской практике. Опыт показывает, что большинство из нас, пользующихся каршерингом, не получают никакой выгоды. Можно много раз было услышать разговоры по поводу комиссионных, которые получают владельцы сервисов. Такие вещи конфликтуют с африканской экономикой участия, которая в большей степени полагается на коллектив в смысле разделения труда через дух общей ответственности за судьбы общества, нежели на рост капитала в отдельных его частях.
В противостоянии с сегодняшней, основанной на технологиях, западной экономикой участия, а также интенцией, которой руководствуются владельцы сервисов (она заключается в том, чтобы накапливать капитал), «Я есть, потому что мы есть» — направляющий принцип, лежащий в основе африканской экономики участия, — больше не проводится в жизнь хотя бы в том, что касается неравенства доходов. Кроме того, межличностные, внутриличностные и внеличностные ценности, связанные с Убунту, каждый день размываются из-за эгоцентрического стиля управления сервисами.
Если Западный мир хочет, чтобы Африканский мир стал частью глобальной экономики участия, социологические перспективы, о которых было сказано ранее, необходимо прояснить. Африканцы по-прежнему в значительной степени придерживаются принципов, практик и ценностей Убунту, веря в свой уникальный путь и его плоды.
Мутиу Ийанда
Перевёл Глеб Буланников
Другие тексты наших авторов:
-
Загадочный арабский мир (Александра Лантухова)
Арабский мир — это далёкое и таинственное для нас место, окутанное мифами и художественными образами, а для некоторых даже пугающее... -
Духовные копи отрока Саввы (Глеб Буланников)
Однажды Савва увидел на столе чашку чая и коробок спичек... -
Кейнсианская революция рыночной экономики (Елизавета Хилькевич)
После окончания Первой мировой войны Соединенные Штаты переживали невероятный подъем: казалось, что роскошь и лоск ревущих двадцатых не могут быть чем-либо омрачены, а бурный рост национальной экономики вселял гражданам надежду на безоблачное будущее...