Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Чем менее виден художник, тем лучше

О тонкостях своей работы рассказывает Елена ЕЛИСЕЕВА

— Елена Алексеевна, всем вроде бы понятно, чем занимается художник-постановщик, но, как говорится, бес кроется в деталях...

— У фильма есть основной авторский состав — это режиссёр-постановщик, оператор-постановщик и художник-постановщик. Они вместе вырабатывают концепцию фильма, в том числе образный ряд, от первого до последнего кадра. Это ключевая задача художника-постановщика. Ведь очень важно, в какой цветовой гамме и с каким настроением будет картина. Убедившись, что есть общее понимание драматургических образов, художник с оператором проговаривают особенности изобразительного решения.

— А для чего художник рисует эскизы к фильму, если всё и так оговорено?

— В голове режиссёра и оператора свои визуальные представления. А при реализации устных договорённостей надо придерживаться единого подхода. Но поскольку кино не только художественный процесс, но и производство, то всё, что ты придумал, проговорил, нарисовал, надо ещё реализовать. Режиссёр и оператор, оценив рисунок, или соглашаются с таким образом, или вносят коррективы. Эскизы — это материальный повод для обсуждения наших умозрительных фантазий, по ним будут строиться конкретные декорации.

— А если предстоят натурные съёмки?

— Зависит от самих съёмок. Если нашли готовый интерьер, который в полной мере отражает замыслы, тогда нет необходимости что-то рисовать. Но если в интерьере будут проходить серьёзные работы по его переоформлению, тогда художник делает наброски, описания работ, даёт указания помощникам, что и как переделать.

— Когда съёмки на природе, художник участвует?

— Конечно. Для начала эту самую природу надо выбрать. Допустим, сцена в лесу. Казалось бы, зачем тут художник? Поезжай в ближайший лесок и снимай. Но важно, каково настроение сцены, которая будет сниматься. Если происходит драматическое событие, нужен один лес, скажем, сосновая поляна с упавшими стволами, сломанными ветками, деревьями, поросшими мхом. Если сцена жизнеутверждающая, то это может быть берёзовая роща, пронизанная солнечным светом. Задача художника — найти место, которое наиболее точно подходит именно для этой сцены.

Но даже если найден такой уголок природы, его крайне редко можно снимать с ходу. Например, вдали может маячить постройка, которой не должно быть в кадре, или на переднем плане нужен пенёк с грибами, как это бывает в сказках. А этот пенёк и грибы уже надо делать. Но сначала придумать образ гриба: сыроежка или мухомор, какого цвета, рисунка? Масса всяческих деталей. Без художника не обойтись.

— Самое обидное, что зритель может не обратить на это внимания.

— По большому счёту и не должен. Плохо, если работа художника выпирает. Исключением являются только сказочные жанры, фантастика. В остальных картинах зритель должен смотреть кино, а грибочки и прочие детали воспринимать как абсолютно органичный атрибут. И чем, как мы говорим, плотнее зритель идёт за идеей режиссёра, тем лучше сработал художник. Это относится и к оператору. Всё своё мастерство мы подчиняем режиссёрскому видению. Только тогда появляется цельность, которая составляет настоящее художественное произведение. Когда вы смотрите, например, фильмы «Летят журавли», «Печки-лавочки» или другую классику, вы разве думаете, что здесь делал художник? Вряд ли. Потому что перед вами само по себе необыкновенно захватывающее зрелище. А вот если сделать стоп-кадр, будет видно, что художник сделал очень много: декорации выстраивал, каждую деталь подбирал. Когда всё едино, тогда и возникает шедевр.

Сейчас, правда, много сериалов, где художник неосязаем, потому что его там нет. Массовая продукция последних лет, которая идёт по ТВ, оставляет удручающее впечатление. Но, конечно, дело не только в художнике. Если продюсер нашёл мало денег, если автор написал неинтересный сценарий, если у режиссёра нет мыслей, если оператор ленив... А при этом кто-то в составе группы архиталантлив, он всё равно не компенсирует недостатки других. Так устроено кино.

Иногда бывает, что все вроде бы трудились с полной самоотдачей, а работа не удалась. Вопрос творческой удачи всегда присутствует. Например, художник написал две картины, но одну приобрёл Лувр, а вторая пылится в мастерской, хотя на неё ушло больше времени и сил. И в кино трудно заранее прогнозировать результат.

— На слуху имена знаменитых режиссёров и сценаристов, а вот художники-постановщики остаются в тени...

— Не для славы же мы работаем... Но профессионалы знают, что без хорошего художника не будет хорошего кино. Как и без гримёра или ассистента режиссёра по подбору актёров... Основоположник профессии — ярчайший художник Владимир Евгеньевич Егоров. Он сначала служил в театре, работал с Всеволодом Мейерхольдом, а потом перешёл в кинематограф. Человек, который чувствовал пространство кино так, как может только гений.

Или, например, Иосиф Аронович Шпинель, ученик величайшего графика Фаворского. Сергей Эйзенштейн, который сам был архитектором, художником, пригласил Шпинеля в картину «Александр Невский». Вместе они придумывали даже образы городов Пскова и Новгорода для съёмок фильма! Это — масштаб гениальных личностей.

Геннадий ШАЛАЕВ

669


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95