Школа сейчас представляет собой удивительное явление. Она не закладывает в души учеников установку, что для получения знаний нужно стараться и стремиться узнавать что-то новое.
В первом классе оценок не выставляют и никак не поощряют школьника. Оценивать семилетнего ребёнка в баллах, может быть, и не надо. Но каждому нужна похвала и одобрение, особенно со стороны педагога.
Когда я училась в первом классе, оценки не выставляли только первые полгода обучения. Вместо них учительница рисовала в тетрадках большие и маленькие красные звёздочки. И всегда после каждого урока говорила:
Вы у меня молодцы! Я вами горжусь!
Эти оценки ещё ассоциировались с октябрятскими звёздочками.
Слышать похвалу от учительницы было приятно. И большинство учеников старались учиться, а отстающих педагог оставляла на дополнительные занятия после основных уроков (меня бабушка возила в инвалидной коляске первый год обучения в школу, потом я уже училась на дому; это были 80-е годы).
А теперь, получается, в первом классе кто выполнил задание, а кто нет: и всех одинаково не оценивают. В итоге нет мотивации к тому, чтобы стремиться быть лучшим. Выполнено задание или нет — какая разница. Для ученика — абсолютно никакой.
Постепенно школьник научается лениться. Можно же ничего не делать, и этого никто не заметит. А усвоил ученик программу первого класса или нет, будет ясно только тогда, когда он напишет диктант в конце года. И может быть, получит тройку или двойку. Но навык лениться (а не стараться!) за год обучения прочно укоренится в голове.
А во втором классе уже выставляют оценки. Проходят сложноподчинённые предложения, которые в мою бытность проходили в пятом классе. Получается, что школьник, год поленившись, оказывается сразу в ситуации, где с него уже что-то спрашивают и требуют, причём всерьёз. А ученик уже привык жить не напрягаясь. И учителя невольно к этому подталкивают, ставя тройку не за знания, а чтобы просто перевести в следующий класс.
Знает ли что-то ученик на самом деле —
это сегодня мало кого волнует.
Да, сейчас педагоги и побоятся ставить плохие оценки, потому что либо придут родители ученика выяснять отношения, либо сам учащийся придёт в школу с оружием и откроет огонь по одноклассникам и учителю. Молодые учителя боятся работать в школе и объективно оценивать знания учеников, опасаясь за свою жизнь.
Но… Поленившись десять лет в школе, студенты спустя рукава будут учиться и в институтах. И кого-то ведь надо будет обучать в вузе, не отсеивать же всех подряд. А в институт теперь принимают по результатам государственного экзамена. На студента при поступлении никто не смотрит. Готов он к тому, чтобы получить данную конкретную специальность, или нет? А может, эта профессия вообще не его призвание?
Для поступления в институт достаточно знать правильные ответы на задания ЕГЭ, а обосновывать и анализировать, почему ответ правильный — совсем необязательно. Просто важно поставить галочку в нужном месте. Так ученики и разучиваются думать. В институте уже будет поздно научить навыку старания для получения знаний. И какие потом выйдут из вузов специалисты? От этого можно будет только заплакать.
Дарья Молчанова