Хочется расставить точки над i и попытаться объяснить феномен этого явления.
Начнём с того, что "Black Lives Matter", которое переводят как "Чёрные жизни важнее", хотя стоило бы перевести "Чёрные жизни имеют значение". Понятно, что игра слов спекулирует на смыслах, но их как минимум два, а не один.
Это во-первых. А во-вторых это очень сложная и серьёзная тема для обсуждения, которую любят мусолить, не зная истории. О чём говорить, если люди считают, что именно Америка виновата в таком феномене как рабство, хотя оно образовалось тогда, когда Америки ещё не было?
В 1619 году в Америку на голландском корабле был завезён первый раб. К 1776 году, когда была подписана декларация независимости, рабов было уже свыше миллиона. То есть всего более двухсот лет они были в рабстве до 1865 года, а сегрегация была отменена еще спустя почти 100 лет в 1964.
А теперь представьте себе, что рабу, а потом "свободному человеку" на протяжении 400 лет, то есть до наших дней, продолжают твердить, что он обезьяна, недочеловек, второй сорт...
Какой можно ожидать реакции от целой расы в 21 веке? Справедливы ли они?
Но у нас же все крайне однобоко, даже не бинарно. "Громят магазины, убили полицейского, целый штат в огне и всё из-за обезьян этих!" – говорят люди, для которых "дядя Том" – пустой звук...
При этом мы забываем, что для нас рабство, извините, крепостное право длилось 364 года. Только мы жили в рабстве в своей собственной стране, а они в чужой вдали от дома. Это абсолютно разные вещи, которые меняют генетический код и менталитет. Люди, которые знали, что такое свобода, всегда будут хотеть вернуть её и надеяться на лучшее, тогда как мы всегда останемся рабами. И это проявляется во всём: в кино, музыке, разговорах, законах, религии...
Именно поэтому в России, где всё делается с изначально рабским подходом, все удивляются, что можно дать сдачи, что можно идти на митинг, бастовать и быть недовольным целой нацией, если вдруг полицейский убил чернокожего в США или притесняют студентов во Франции. У нас даже если выборы будут открыто подтасованы, мы палец о палец не ударим.
Как быть человеку, который был рабом, а теперь ему говорят, что он свободен? Что значит эта свобода? Где ее рамки? А они вообще есть? Такие вопросы свободный человек в принципе не будет задавать, потому что он свободен. И тем не менее, как себя поведет свободный человек, которого продолжают называть вторым сортом? И имеет ли он право на соответствующую реакцию?
При этом все вышесказанное не отменяет золотой середины, к которой нужно стремиться всему земному шару.
„Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.“
Но мне кажется, так или иначе, об этом важно размышлять.
Сергей Брыляков