Павел Иванович Чичиков, герой гоголевских «Мертвых душ», — кто он для вас? Мошенник, аферист или тот, кто умеет трезво оценивать ситуацию и не упускать возможности? Не торопитесь с ответом — к тому же «правильных» и «неправильных» вариантов тут просто нет. Встав из-за школьной парты, можно взглянуть на это произведение по-новому.
Ох, сколько всяческих фантазий рождает этот гоголевский персонаж! Владимир Набоков видит в нем воплощение пошлости, а вот Абрам Терц, напротив, считает, что «Чичиков, единственно Чичиков способен сдвинуть и вывезти воз истории», вывезти помещичью Россию в новое: в капитализм.
Интересно, что сам герой не обладает никакими выдающимися чертами (хотя при этом часто любуется своим отражением в зеркале). Возможно, для автора он персонаж намеренно безликий. В первом томе «Мертвых душ» иметь лицо ему не полагается, ведь в следующих томах задумано преображение. Тогда, возможно, из безликого дельца проявится характер, и тогдашняя Россия — родина «мертвых» душ — возродится...
В отличие от автора, Чичиков не обладает тонкой душевной организацией и способностью к глубокой рефлексии
Полагаю, что Чичиков был Тенью самого автора. Гоголь страдал биполярным расстройством психики: в маниакальной стадии был избыточно позитивен и деятелен, а депрессии загоняли его в черное пике. Из одного он так и не выбрался. Задуманное возрождение не состоялось.
В отличие от автора, мучимого пиковыми переживаниями, Чичиков не обладает тонкой душевной организацией и способностью к глубокой рефлексии. Он движим простыми целями, хорошо спит и ест, у него удивительная способность приспосабливаться: он легко завязывает знакомства, умеет общаться с каждым о том, что тому интересно, польстить, уговорить, продавить.
С Гоголем его роднит многое: любовь к быстрой езде, жизнь в дороге и еще множество деталей. Но в чем они точно отличаются, так это в масштабе личности, которым задан и масштаб их целей: один хотел немного обогатиться, другой — написать о возрождении России. Ни у того, ни у другого по разным причинам не получилось.
Выбирайте сами, кого именно вы увидите в Чичикове, а значит, и в вашем окружении. Мошенничество или предприимчивость? Пошлых и не очень умных, но сметливых деляг, не задающихся вопросами морали, когда речь идет об их, даже незначительном, обогащении? Они легко придумывают жульническую схему, используя неведение или насущные потребности окружающих, проворачивают свои дела, а пострадавшие потом не могут вспомнить никаких особых примет ловкача.
Или — перспективных молодых людей, трезво оценивающих бизнес-обстоятельства, идущих к конкретным и простым целям, способных извлекать выгоду из всего, что появляется у них на пути. Возможно, их рациональность, умение не давать волю сомнениям, нацеленность на обогащение и есть то, что приведет Россию к процветанию. При этом о душе, в том числе и об их душе, подумают другие.
Но путь к возрождению, к обретению себя открыт и для Чичиковых нашего времени, и для этого не нужно писать новые тома «Мертвых душ», нужно всего лишь прийти к психотерапевту.
Утопия? Кто знает…
Ирина Млодик психотерапевт