Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Чудный детский лепет

Первые слова малыша, как бы невнятны и искажены они ни были, всегда волнуют и радуют родителей. Как и «тарабарский» язык трехлетнего карапуза, спешащего поведать маме на одной ей понятном языке о своих приключениях. Пятилетний ребенок может в слезах вернуться с детской площадки, где сверстники дразнили его за картавость или «кашу во рту». Ну, а у первоклассника проблемы речи могут вообще отбить желание учиться, заложив основу многочисленным психологическим комплексам. Вот почему, каким бы милым ни казался вам лепет вашего малолетнего сокровища, не стоит откладывать визит к логопеду, если хоть один из звуков родной речи не дается ему.

Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения. «Сложными» для четкого произношения являются, помимо общеизвестного звука «Р», свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Л), йотированные (Е, Ё, Ю, Я) звуки. С каждым годом детей, не справляющихся к пяти годам с произношением тех или иных звуков, становится все больше.

До пяти лет непроизношение различных звуков считается возрастным и еще не должно вызывать серьезных тревог у родителей. Однако, надеяться на «авось» тоже не стоит. Главное, не стыдите ребенка и не смейтесь над его неумением — так можно создать глубоко отрицательное отношение к самим попыткам улучшить произношение. Ребенок начнет нервничать, избегать трудных слов, стесняться говорить и вообще общаться. Еще хуже, если его дефект речи станет поводом для насмешек сверстников в детском коллективе. Ребенок также может замкнуться, начать избегать других детей. Или напротив, стать агрессивным, чтобы «наказать» обидчиков.

У «домашнего» ребенка проблемы другие. Он не слишком усердствует в том, чтобы научиться произносить не дающиеся ему звуки. Он либо замещает их на сходные (Р на Л, Ш на С и т. д.), либо искажает их гортанным произношением («грассирование»), либо вообще выбрасывает из слова (ОЛЯ вместо КОЛЯ и т. д.). Заботливые родители, конечно же, хорошо понимают речь своего ребенка, не высмеивают его и вообще не обращают внимания на его недостаток. Некоторые родители даже стремятся подольше продлить период «очаровательного детского лепета» и не только не стремятся выработать у ребенка «взрослую» речь, но и сами постоянно (порой даже неосознанно) «сюсюкают» с ним. Поэтому ребенок и не подозревает о необходимости учиться правильному произношению, она возникает только к моменту поступления в школу и становится для него полной неожиданностью.

Чтобы недостатки звукопроизношения не привели к таким серьезным последствиям (вплоть до значительных изменений в характере ребенка), начните ненавязчиво заниматься над проблемой, уже начиная с трехлетнего возраста. Сегодня почти в каждом детском саду есть по две-три речевых группы: по заиканию, по нарушению звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие) и общего недоразвития речи. Если же ребенок воспитывается дома, займитесь чистотой его речи сами. Поучите ребенка в игровой форме приемам произношения. Вот несколько игровых упражнений, которыми с успехом пользуются логопеды на занятиях с малышами.

Звук «Р»: «Давай с тобой пощелкаем язычком, как будто бежит лошадка». Ребенок щелкает. «А теперь давай нашу лошадку попробуем остановить. Пусть язычок приготовится щелкнуть, а ты через него подуй. Только шепотом.» Обычно получившийся вибрирующий звук и есть «Р». В результате этого упражнения у ребенка появляется дрожание кончика языка. «А теперь давай заведем мотоцикл. ТР-Р-Р…» «А теперь давай скажем «ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ». Это уже отрабатывается слоговое произношение.

ЗВУК «Ш»: Рисуем кораблик с парусом. «Что это я нарисовала?» — «Лодочку (кораблик).» — «А это что?» — «Парус.» — «Как он стоит?» — «Прямо». — «А чтобы лодочка поплыла, что нужно сделать? Нужно, чтобы подул ветерок. Теперь давай язычок поставим прямо (вертикально) как парус и подуем.» Получается звук Ш-Ш-Ш.

ЗВУК «Л»: «Давай прижмем язычок зубками и погудим как пароход. Низко, сердито.» Получается звук «Л-Л-Л».

…Однако лет до пяти (если у ребенка нет психологических проблем) недостатки звукопроизношения не стоит рассматривать как серьезную проблему. Другое дело, если они сохранились и далее. Тогда не стоит оставлять визит к логопеду на последний предшкольный год, как поступают многие родители. Порой к логопеду приводят первоклассника, у которого уже появились проблемы с учебой или со сверстниками. Каждый упущенный год только усложняет работу, так как дефект звукопроизношения закрепляется, а сам процесс формирования речи к 6—7 годам уже практически закончен. Детей, имеющих к пяти годам те или иные дефекты произношения сегодня очень много: практически тридцать процентов пятилеток не могут похвастаться «чистой» речью. Причин этому множество.

Большое влияние на речь ребенка имеет неблагоприятное течение беременности. Это отнюдь не парадокс, если вспомнить, что речью управляет центральная нервная система. Поэтому любые проблемы — от неполноценного питания и алкоголя, до инфекционных заболеваний и недосыпания будущей матери — влияют на общее развитие ребенка, в том числе и на развитие его ЦНС, следовательно и на будущую работу речевого центра. Особенно чувствительны для речевого развития будущего ребенка проблемы первой половины беременности (даже сильный ранний токсикоз).

Также отрицательное влияние на возможности формирования речи ребенка оказывают неблагополучные роды. Если ребенок в это время испытывал кислородное голодание, могут быть затронуты речевые клетки. У такого ребенка до трех лет может возникнуть задержка речевого развития — он может говорить только отдельными словами или заменять речь мимикой и жестами.

Если сам ребенок растет ослабленным, часто болеет, то речь, как и общее развитие ЦНС, как и весь его организм в той или иной мере недоразвиты. Кроме того, у ребенка, часто или постоянно страдающего насморком, речь приобретает «гнусавый» оттенок. Звуки М, Н, в произношении которых участвует носовой резонатор, искажаются. То же самое происходит, если у ребенка вовремя не удалены полипы или аденоиды или еще не прооперированы врожденные расщелины верхней губы (в простонародье «заячья губа»), мягкого неба («волчья пасть») и мягкого язычка. Первый из этих дефектов сегодня оперируется прямо в роддоме путем хейло-пластики. Устранение расщелины неба (орано-пластику) производят в дошкольном возрасте.

Задержать или нарушить формирование правильного звукопроизношения у ребенка могут другие индивидуальные дефекты речевого аппарата: массивная или короткая подъязычная уздечка, неправильное строение и форма зубов (нарушение прикуса), которые решаются совместно с детским стоматологом. Значительное влияние на формирование речи оказывают проблемы слуха. Опять же проблемы беременности, детские осложненные отиты, применение некоторых медикаментов снижают слух в детском, а то и младенческом возрасте. Понятно, что речь в условиях, когда ребенок плохо слышит как себя, так и окружающих, не может формироваться нормально.

Из других причин появления дефектов произношения встречаются, например, такие «лежащие на поверхности», как дефект речи у кого-то из родителей. Ребенок ведь на первых этапах развития речи слепо подражает окружающим. К значительному звуковому искажению речи приводит часто воспитание в двуязычных семьях. Родители либо часто «перескакивают» с языка на язык, либо сами говорят со значительным акцентом. Попытки же развивать у маленького ребенка два языка одновременно приводят, как правило, к тому что он не говорит «чисто» ни на одном из них.

Любовь Баскакова

passion.ru

871


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95