Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Чужая семья — потёмки

Или мои впечатления от просмотра фильма «Родные» (2021)

Родные ли? 

С первых кадров становится ясно, что в семье есть некая отчуждённость: близкие даже не поверили главному герою Павлу, что он смертельно болен и ему осталось жить всего год. Его жена так и сказала: «Типун тебе на язык». Он обследовался до этого два месяца и никто даже не догадывался о плохом самочувствии: ни жена, ни дети. Все живут как будто сами по себе: жена погрязла в быте, сын Боб занят собой, второй сын Саня с женой Соней готовятся к переезду в Канаду, дочь Настя мечтает стать певицей. Отец «перед смертью» решает осуществить давнюю мечту: ехать на Грушинский фестиваль и исполнить песню. Вместе с ним едет вся его семья: герой решил их объединить поездкой. По пути их ожидают «проверка на прочность» и семейные «войны». 

От самой идеи поездки ощущение, что это манипуляция главного героя. Он поставил семью в такое положение, что они вынуждены ехать, поскольку он «смертельно болен». 

Из всей семьи идея поездки вызвала воодушевление только у сына Боба. Возможно, в силу молодости он не знает, что это фестиваль авторской песни, где барды поют под гитару, и перепутал его с «Нашествием». Видимо, потом он всё-таки прочитал про фестиваль и перед самой поездкой решил не ехать, но мать подзатыльниками затолкала его в машину. 

У того, кто до сих пор, как и я, считает шедеврами фильмы Балабанова «Брат» и «Брат-2», будет повод немного поностальгировать: у Боба в комнате висят плакаты с Данилой Багровым и он весь фильм ходит в футболке с его изображением. 


Кадр из фильма «Брат-2»

Режиссёр фильма Илья Аксёнов и сценарист Жора Крыжовников тоже вполне могли ностальгировать по Даниле Багрову из своей юности. В фильме появляются две песни, которые звучали в «Брат-2». «Катманду» (Крематорий) и «Последнее письмо» (Nautilus Pompilius).

Причём под песню «Катманду» в обоих фильмах герои едут в машине. Дорожная тема сильна в «Брат-2» и в «Родных»: там герой едет на машине по Америке, а здесь герои проделывают путь из Архангельской области в Самару (кстати, на автомобиле это около 1800 км). Видно, что семья обычная, небогатая: у них старенький минивэн, который долго не мог завестись перед поездкой.

Отец Павел Карнаухов (актер Сергей Бурунов)

Я не люблю такой типаж мужчины: это домашний тиран. Но было ощущение перебора: он слишком груб и хамоват. Навязывает своё мнение, местами агрессивен, постоянно всех поучает. Иногда он сам знает, как «лучше»: отвозит жену сына на вокзал и отнимает у неё телефон, чтобы «она не портила себе жизнь». Потом, правда, оправдывается, что это была проверка. 

Он истеричный, обычно для мужчины нетипично такое поведение. Провоцирует всех на скандалы и задевает. Порой ведёт себя с родными как мужлан: «Не провались в яму в туалете». С отцом он спорит из-за места на кладбище — кому оно достанется. 

Внушает детям, что у тех ничего не получится: отговаривает сына от поездки в Канаду, критикует манеру исполнения дочери. 

Герой не общается со своим отцом более четверти века. Доходит до абсурда — когда сын приезжает к отцу, тот говорит: «Ты кто такой?». То есть попросту не узнаёт «блудного сына»

Сын удивляет мудростью: именно он делает первый шаг к примирению. Обычно в такой ситуации побеждает мудрейший. 

Очень порадовало, что отец и сын помирились.

Мать Наташа (актриса Ирина Пегова)

Ирина Пегова мне нравится внешне: такая не гламурная, а полноватая, как среднестатистическая женщина. Она не раздражает и не вызывает отторжения. Про неё не скажешь, что она зависла в каком-то одном амплуа или ассоциируется с одной ролью или каким-нибудь фильмом, например, «Акушерка». Пегова всегда интересна, а её визитная карточка — это слегка крикливая манера разговора. 

Сам герой охарактеризовал жену при знакомстве с отцом так: «Преданная и нежная женщина». На самом деле это такая простоватая домохозяйка. Когда муж разбудил ночью всю семью, то мать спокойно сказала: «Наверно опять шины украли». То есть для неё причуды мужа это привычное дело. 

Такой образ женщины в чём-то типичен для провинции и села: одевается кое-как, живёт проблемами семьи, до такой степени наплевав на своё образование, что не знает элементарных слов по-английски и говорит «чё?». Тем не менее, именно мать приняла волевое решение собрать всех. 


Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Мать набожная, ходит в церковь, в то же время она убеждает мужа, чтобы он обратился «лечиться» к бабке, и потом и свёкру рассказывает про лечение у бабок. 

Между мужем и женой нет душевной близости: он смеётся, что Наташа в свои годы даже не умеет плавать. Иногда боится мужу слово поперёк сказать. Женщина уже до такой степени измучилась с ним, что причитает: «Почему я палаткой ошиблась? Это нечистый меня попутал». Но когда муж сбивает мужчину, то готова взять вину на себя: «Я жить без него не могу».

Музыка из фильма

Саундтреки — это всегда нечто запоминающееся. Как послевкусие фильма. И напоминание о нём. Музыка разнообразна: звучат песни «Плот», «Тополиный пух», «Катманду», «Лондон, гудбай», «Белые розы». Можно не знать название песен, но строчки знакомые, как, например, «Бабочки эффект», «Гудбай, Америка». Подход прост: взяли хиты у групп и исполнителей, которые не нуждаются в представлении. Кстати, Игорь Матвиенко написал специально для саундтрека к «Родным» песню «А река течёт». 

Ещё в фильме очень уважительное отношение в Грушинскому фестивалю. 

Павел даже пристыдил дочь, что будущей певице стыдно не знать о фестивале. Нет ощущения, что это архаика, старина, древность. Хотя фестиваль более 50 лет регулярно проводится. А плавучая сцена в форме гитары до сих пор актуальна. И про песни бардов не скажешь, что они нафталиновые. И конечно, приятно посмотреть и послушать на (такое ощущение нестареющего!) Олега Митяева. Разве его песня «Как здорово...» — это старомодно? Скорее, нестареющий хит. 

Старшему поколению благодаря фильму можно поностальгировать о туристических слётах, песнях у костра под гитару, отдыхе в палатках, в общем о том, как было в советские времена. 

Послесловие

Фильм мне понравился. Посмотреть его можно, чтобы скрасить вечер, но и пересмотреть, возможно, тоже захочется. И он не оставляет после себя негативного послевкусия: здесь нет убийств и сцен насилия. Для меня это крайне важно. Но раздражает главный герой, какой-то он душный человек. 

И дремучесть народа показана: человек заболел, только один сын предлагает традиционное лечение. Остальные предлагают то бабку, то целителя, то народные методы, то ещё что-то. 

Хоть тема фильма и тяжёлая (неизлечимое заболевание), это не грузит. Зритель выступает просто как наблюдатель: это не его проблемы и не его родня, а они привыкли жить так, и ладно, это их жизнь. 

В фильме открытый финал. Я узнала интересный факт, что в первоначальном варианте монтажа главный герой умирал. Но оказалось, что такой финал не совпадает с ожиданиями зрителей (это показала фокус-группа) и пришлось переписать концовку. Народ хочет хэппи-энд и получает хотя бы его иллюзию.

Ольга Волкова

Другая рецензия на фильм «Родные» — «Ответный удар и кто его наносит», автор: Глеб Буланников

164


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95