Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Цифровизация детства

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

Моя подруга, мама очаровательной девочки-подростка, иногда шутит, что у нынешних детей телефон превратился в часть тела. Шутка на злобу дня!

Современные реалии таковы, что детям доступны разнообразные виды гаджетов и приложений, созданных специально для них. Например, такие, как раскраски и книги с дополненной реальностью. С каждым днём подобных цифровых технологий становится всё больше, а доступ детей к ним происходит всё раньше и легче (чего стоит цифровой контент с пометкой «0+»).

Это не может не тревожить родительское сердце!

С одной стороны, в условиях масштабной «цифровизации» полностью оградить ребёнка от гаджетов уже не представляется возможным, с другой стороны, не выработано никаких универсальных правил по организации доступа детей к цифровым устройствам, по выбору контента и количества безопасного времени его использования.

Поводом для беспокойства является увеличение количества времени, которое дети проводят за гаджетами. Недаром возникает образ телефона как продолжения руки. На мой взгляд, здесь скрыта опасность, поскольку это может быть вредно для зрения и осанки, пагубно для формирования детской нервной системы.

Я уже упоминала, что в нашей семье есть ограничения на пользование смартфоном. Но даже за эти минуты сознание моего четырёхлетнего сынишки успевает втянуться в яркий и захватывающий мир электронных игр до такой степени, что настоящий мир становится бесцветным и скучным. Я не раз наблюдала, как ребёнок буквально приходил в себя, возвращаясь из виртуальности в действительность. На это требовалось время и мои усилия.

По мнению психологов, важно учитывать возрастные особенности.

Чем младше ребёнок, тем больше его развитие идет по пути подражания.

Если близкие взрослые проводят много времени в гаджете, то у малютки бессознательно образуется такая же модель поведения. На плечах родителей лежит огромная ответственность за возможное нарушение специфики развития детского возраста.

У детей до двух лет развитие напрямую зависит от опыта взаимодействия с действительностью. Чем больше информации об окружающем мире они получат непосредственным образом (к примеру, что кубик твёрдый, вода мокрая, снег холодный), тем полнее у них сформируется картина окружающего мира.

Время за гаджетом потеряно для получения такого бесценного опыта практической деятельности, потому что ни одна цифровая технология не дает адекватной обратной связи. Именно поэтому Всемирная организация здравоохранения рекомендует полностью избегать использование цифровых устройств детям до двух-трёх лет.

Очень важным мне представляется, что психологи выделяют самый благоприятный для профилактики дальнейших зависимостей от цифровых устройств детский период — дошкольный. Основными занятиями в этом возрасте являются игра, общение и продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация.

Здесь скрывается очень ценная возможность для ребёнка — научиться получать удовольствие от собственного практического опыта.

Задача взрослого – помочь в этом, проконтролировать, чтобы свободного времени на приоритетные занятия было больше, чем на пользование гаджетами, показать, как приятно и весело можно проводить время без них. В более старшем возрасте заинтересовать ребёнка окружающей действительностью будет намного сложнее.

Вторая задача взрослого в это период - сделать использование цифровых устройств максимально осознанным. Необходимо постоянно объяснять детям, почему нельзя пользоваться гаджетами во время приема пищи, во время совместных игр, перед сном. В дошкольном и младшем школьном возрасте родительский контроль обязателен.

Похожие рекомендации дает и Всемирная организация здравоохранения для родителей детей от двух до пяти лет. Она рекомендует ограничить пользование цифровыми устройствами не более одного часа в день совместно с детьми; отслеживать контент; помогать детям понять, что они видят; не пользоваться устройствами во время приема пищи, в спальне, во время совместных игр; выключать телевизор и другие устройства, когда они не используются; не использовать цифровые устройства как способ успокоить ребёнка.

Рекомендации для родителей детей от шести лет состоят в том, чтобы установить постоянные ограничения на время использования цифровых устройств, оно не должно занимать время на сон, физическую и другую необходимую для здоровья активность.

Психологи утверждают, что отсутствие пагубного влияния наблюдается, если у ребёнка есть доступ к цифровым устройствам не более шести часов в неделю. В этом случае цифровые технологии расширяют возможности познания окружающего мира и не наносят вред.

Интернет не опасен, если у ребёнка уже сложилась адекватная картина окружающей действительности и появился навык выстраивания отношений со сверстниками и со взрослыми. Как правило, такой опыт накапливается к подростковому возрасту.

Дима Зицер советует родителям подростков дать им свободу — не контролировать, а доверять.

Тогда ребёнок тоже будет доверять родителям и в любой момент обратится за помощью, если она ему понадобится.

На первый план выходит вопрос безопасности молодых людей в интернете:

Сложнее научить ребёнка выбирать и говорить: «Нет. Я это смотреть не буду. Нет. Здесь я чувствую опасность. Нет. Я не общаюсь с незнакомыми людьми в интернете»

Дима Зицер

Построить отношения, основанные на взаимном доверии и уважении, помогает время, проведенное родителями с ребёнком - поиграть вместе в его любимую компьютерную игру или посмотреть вместе его любимый фильм. А можно проехаться на лыжах по зимнему лесу или, если на улице сильный мороз, исполнить этюд для фортепьяно в четыре руки дома.

И пусть «продолжением наших рук» будут не телефоны, а лыжные палки и музыкальные инструменты, и, возможно, тогда в наших сердцах поселится не тревога, а радость от взаимного общения!

Мария Кулыванова

371


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95