Начало 1970-х. Семья военного вскоре после рождения второго ребёнка получила новую трёхкомнатную квартиру на северной окраине Москвы. По знакомству приобретена самая необходимая на первое время мебель и, что самое главное, новый, пузатый, с лакированным фанерным корпусом и серебристым переключателем каналов чёрно-белый телевизор «Горизонт».
В то время телевизор в доме был главным чудом техники и духовным воспитателем (после книг, конечно). Пятилетняя Оля, стоило только родителям отвлечься – «щёлк» кнопку включения, и давай крутить туда-сюда трескучий тумблер… А там, на экране – целый мир, глаз не оторвать: и любимые мультики, и передача «В гостях у сказки», а ещё – «Хочу всё знать», «В мире животных», «Очевидное-невероятное», «Музыкальный киоск», «Здоровье», «Кинопанорама», «От всей души»… Всё интересно!
Фото из личного архива автора
Однако, особый трепет в душе маленькой телезрительницы вызывала воскресная передача «Танцы народов мира». Там были красивые люди, все по‑разному одетые; женщины с длинными косами, с лентами, с венками на голове, в кокошниках, платках; мужчины в огромных мохнатых шапках – бурках, тюрбанах, тюбетейках и в разных других невиданных убранствах. А в руках у них – гармошки, барабаны, дудочки, бубны, гитары, балалайки.
Неизбалованный диковинными нарядами, магическими украшениями и завораживающей музыкой, советский ребёнок, оцепенев от восторга, разглядывал каждое движение танцующих, каждый поворот головы и каждый взмах руки. Но больше всего полюбились малышке Оле «тёти» в широченных, длинных цветастых юбках с оборками, на плечах у них были шали с узорами и бахромой, а рукава на кофтах украшали розы. У каждой в длинных, чёрных как ночь волосах непременно красовался цветок, в ушах – огромные, с кулак, серьги-кольца, а невероятной красоты бусы, монисты, браслеты и перстни ослепляли блеском даже через чёрно‑белый экран.
Плакали скрипки, пели гитары, били бубны, стучали каблуки, звенели монисты, летали юбки, извивались тела, колдовали руки, сверкали глаза…
«Папа, когда я вырасту, я научусь танцевать так же», – сказала как-то дочь военного, и с той поры, по воскресеньям, в условленный час телевизор в этой семье был включен только на одной программе…
Шли годы…
Была школа, техникум, институт, работа, семья, рождение сына, радости, скорби… Но все эти годы я носила в себе мечту – научиться танцевать по-цыгански.
Однажды, мне тогда исполнилось 42 года, вдруг пришло чёткое осознание: «Или сейчас, или никогда».
Обзвон более десяти танцевальных школ результата не дал – везде не складывалось: где-то педагог заболел, где-то уехал в отпуск, в командировку, в другой город на фестиваль, где-то закончился срок аренды зала и занятия временно прекращены, а где-то вовсе не отвечали. Я опустила крылья – значит, подумала, не судьба… И вот, Бог весть откуда, попался на глаза ещё один номер телефона. Без всякой надежды на удачу я позвонила, и по-советски бодрый, по-комсомольски звонкий женский голос на том конце провода прочеканил: «Приходите завтра, в 17:00, на Таганку». С таким голосом ей бы «саблю, да коня, да на линию огня».
Как потом выяснилось, мне посчастливилось попасть к одному из ведущих советских и российских педагогов цыганского танца, потомственной танцовщице, артистке, выдающемуся хореографу, руководителю школы цыганского танца «Шантэл», чистокровной цыганке Батталовой Анне Васильевне (сценический псевдоним – Ганга). Среди её учеников – артисты театра «Ромэн», руководители танцевальных школ (в том числе тех, куда я не дозвонилась), солисты хореографических коллективов.
Ганга – удивительный, даже уникальный человек, хоть и сложный – талантливые люди редко бывают понятны и доступны обычному человеку. То, что она делает как педагог и хореограф – неповторимо и непревзойденно. Истоки её мастерства и эстетика танцевальной культуры берут начало в воспитании, образовании и патриотизме.
Ганга. Фото из личного архива автора.
Главное, что всегда поражало моё русское воображение в этой цыганской душе – начитанность. Она прекрасно знает русскую классическую литературу, восхищается зарубежной. Ганга рассказывала, что её мама всегда привозила с гастролей книги.
Врезалась в память история о том, как в 2014 году, после государственного переворота в Киеве и начала обстрела Донбасса, Ганга решила заменить название одного из своих авторских танцевальных движений «Украина» на другое. «Движение-то красивое – обидно, что оно называется так же, как государство-предатель» – с горечью говорила тогда она. Мы уговорили оставить название, убедив, что простой украинский народ не виноват в случившемся.
Поначалу моё обучение цыганскому танцу шло со скрипом. Я шутила тогда: «Мои руки как палочки, ноги как брёвнышки». Помню, как-то поймала себя на мысли, что мне даже не важно, смогу ли я затанцевать – счастьем было просто присутствовать на репетициях, смотреть, как танцуют другие ученицы нашей школы, слушать, что говорит педагог.
«Москва не сразу строилась». «Вода камень точит». «Терпение и труд всё перетрут». Русский фольклор всегда найдёт нужные аргументы в поддержку человека, готового к преодолению преграды. Вот и я постепенно набиралась цыганской танцевальной премудрости. На третьем году обучения меня перевели из третьей линии сразу в первую, а вскоре и вовсе назначили старостой коллектива. Административная работа, конечно, добавила хлопот, но в то же время дала хороший опыт организации участия коллектива в различных танцевальных мероприятиях (фестивалях, концертах, вечерах). Это было незабываемое время…
Но «ничто не вечно под луной», «всему свой срок», и через 7 лет почти весь «старый» состав коллектива освободил место новеньким ученицам.
«Когда закрывается одна дверь, открывается другая», и мы, «старенькие», сотрудничая с Фондом «Старость в радость», стали выступать с концертами в домах престарелых, больницах, на городских площадках в Москве и в соседних регионах.
В казённом доме пожилые, больные, одинокие, брошенные детьми люди – народ особый. У каждого непростая судьба – перепаханная, исхлёстанная, кровоточащая. В их глазах и боль утрат, и разочарование жизнью, и смирение, но если уж радуются, то как дети, всей необъятной душой, а благодарят – распахнув настежь сердце, не сдерживая слез.
«Всё познается в сравнении», и, глядя на обитателей таких учреждений, где зачастую встречались и мои ровесники, я чувствовала себя девчонкой – молодой, здоровой, беззаботной. Спасибо всем тем людям – они помогли яснее осознать и прочувствовать, что же в жизни главное, а что – не главное!
В 2020 году жизнь каждого жителя планеты изменил вероломный коронавирус. Все наши мероприятия были отменены почти на 2 года. Часть коллектива не выдержала испытания временем и обстоятельствами. Но зато состоялось новое «поступление» – мы познакомились с певицей, любительницей цыганщины. Было решено делать совместные часовые программы с песнями, танцами, стихами и интерактивом. Работа закипела. Мы выступали в библиотеках, ДК, социальных центрах. Всегда – на «ура»! Все-таки любят у нас, в России, цыганскую романтику.
Фото из личного архива автора
Год назад Ганга предложила мне поработать с людьми старшего возраста из клуба «Энтузиаст». Так в книге моей жизни началась новая глава – педагогическая. Правда, не было ни знаний методики преподавания, ни опыта, но был интерес к цыганской культуре и огромная любовь к людям. Теперь трудно сказать, кто кому даёт больше энергии: я – ученицам, или они мне, но когда их глаза светятся счастьем и признательностью, то благодарю Бога за подарок – моих прекрасных «цыганочек». Самой взросленькой из них – 85 лет, она приезжает заниматься на Рязанский проспект аж из Балашихи. А недавно одна моя ученица привела на занятие пятилетнюю правнучку, которая влюблена в цыганские танцы. Значит, в будущем можно будет подумать об открытии детской группы.
Фото из личного архива автора
Взаимоотношения с бывшим педагогом, а теперь просто с другом, Анной Васильевной, прошли разные испытания: были сложные периоды, был даже кратковременный разрыв творческих и человеческих отношений. Но мы каким-то непостижимым образом «почуяли» друг в друге родственную душу и продолжаем общаться по сей день. А после того, как эта чистокровная цыганка увидела фотографию моего прадеда, она и вовсе стала называть меня «сестрёнка»…
Разобраться в том, почему цыганская тема преследует меня всю жизнь, я решила с помощью генеалогии. Но это уже совсем другая история...